Котлован притяжения
19.03.2018
Игорь ЛУНЁВ. «Приход» 19.03.2018
Привычно, что приходская община собирается вокруг храма. Но бывает, что «точкой сбора» становится храм, который был и, даст Бог, будет снова. Пока же на этом месте котлован, в котором велись сначала археологические и исследовательские работы, а со временем начались работы строительные. «Я благодарен Богу, что нам удалось объединиться», – говорит о своих прихожанах настоятель воссоздаваемого в Санкт-Петербурге храма Рождества Христова на Песках.
Десять улиц петербургского района, ранее известного как Пески, всё ещё официально называются Советскими, хотя настоящее их название – Рождественские. Сам я в детстве и юности жил на 7-й Рождественской, гулял и в сквере, пересекающем 6-ю, и уже не помню, в каком возрасте узнал, что на месте сквера когда-то стоял храм. Таких скверов у нас в городе до сих пор немало, дело неудивительное. И я даже представить себе не мог, что храм Рождества Христова, в честь которого и были названы улицы на Песках, когда-либо будут восстанавливать. Но в 2012 году вокруг сквера появился забор, позже на ограждённой территории была поставлена временная часовня, а 17 февраля нынешнего года был совершён чин освящения закладного камня храма.
Первый храм – деревянный – появился на этом месте в 1753 году. А с 1781 по 1787 годы продолжалось строительство храма каменного, по проекту П.Е. Егорова. Именно этот храм был разрушен по приказу большевистской власти в 1934 году, этот храм восстанавливают его нынешние прихожане. Да, несмотря на то, что храмового здания ещё нет, у него уже есть сформировавшийся приход.
Рассказывает настоятель храма Рождества Христова на Песках протоиерей Андрей Щербан:
– В 1798 году на великом освящении этого храма присутствовал император Павел I с семьёй, то есть это был достаточно значимый храм. На улицах, которые именовались Рождественскими, жили строители Петербурга, которых во второй половине XVIII века переселили сюда для того, чтобы они застраивали эту часть города. И эти люди строили храм для себя; архитектор Пётр Егорович Егоров проживал здесь же. Храм был построен в стиле раннего классицизма – если посмотреть на фотографии, то можно увидеть большое сходство с Троицким собором Александро-Невской лавры.
У кого первого возникла идея о восстановлении храма?
– В 2004 году несколько жителей домов, стоящих на этой площади и поблизости от неё, собрали инициативную группу и обратились к тогдашнему нашему правящему архиерею митрополиту Владимиру (Котлярову). Эту группу возглавила Светлана Васильевна Поведайко. Квартира, где она жила, как раз находится в доме, который раньше был домом причта. Светлана Васильевна уже ушла в мир иной. Бог дал ей радость быть 8 мая 2015 года на освящении поклонного креста, установленного на площади, где идут восстановительные работы; через полтора месяца после этого она скончалась.
Изначально она просто как местная жительница заинтересовалась, что было раньше на месте сквера, потому что сам по себе он логически не вписывается в планировку – здесь так скверы не разбивались. И ещё до обращения к владыке она провела большую работу в архивах.
А в 2004 году митрополит Владимир благословил начать работы по воссозданию храма, и я был назначен духовно окормлять инициативную группу. В течение года мы продолжали работать в архивах и собрали достаточно большой объём информации по нашему храму. К этому делу подключился глава архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Маратович Даянов, известный в нашем городе архитектор. Он тоже в хорошем смысле заболел идеей и стал всячески способствовать нам. В 2005 году зарегистрировали общину, и я стал председателем приходского совета. В 2010-м я был официально назначен настоятелем храма, так как к этому времени у нас уже были собраны все документы для получения разрешения на строительство.
Так как сама площадь, на которой стоял храм, является памятником, основные согласования мы проводили через Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Нам было предписано провести археологические раскопки. В сентябре 2012 года мы начали эту работу и к зиме основную её часть закончили. Нашли здесь остатки фундамента храма и нижних фрагментов стен подвального этажа. В июле 2013 года после историко-культурной и градостроительной экспертизы памятник был взят под охрану, и КГИОП согласовал проект воссоздания храма по фасадам без изменения планировочных решений площади. 1 декабря 2014 года Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга дала нам разрешение на строительство.
Вы будете восстанавливать храм в точности таким, каким он был?
– Мы собираемся восстанавливать храм по плану архитектора Егорова. Те же три придела: центральный – в честь Рождества Христова, левый – посвященный Всем святым, правый – в честь Рождества Богородицы. Храм перестраивался дважды – удлинялся. На паперти было построено нечто вроде тамбура, позже со стороны алтаря пристроили ризницу. Мы берём первоначальный проект, так как проект с пристройками не вписывается в границы существующего участка: пристройки выходили бы тогда на нынешнюю проезжую часть.
Основой прихода стала инициативная группа местных жителей?
– Все те, кто в 2004 году обратился к владыке Владимиру, вошли в состав прихода. Потом появились люди, которые услышали, что есть такая инициатива, стали предлагать помощь, в том числе финансовую, административную. Вся подготовительная работа (архивная, археологическая, геологическая и так далее) велась за счёт средств наших прихожан.
Сейчас наш приход насчитывает порядка 60 человек. Это люди, которые приходят во временную часовню, чтобы молиться. На Рождество и на Пасху собирается приблизительно 90-100 человек. Может быть, людей было бы и больше, но площадь нашей часовни – всего 40 квадратных метров.
Ваш приход – действительно община?
– Я благодарен Богу, что нам удалось объединиться. Наши прихожане дружат семьями, стараемся жить с радостью, терпением и любовью. Процентов восемьдесят наших прихожан – люди до 60 лет.
Приходские инициативы связаны только с восстановлением храма? Или за годы уже появилось что-то ещё?
– Пока у нас мало возможностей, так что в основном, конечно, занимаемся храмом. У нас есть идеи, есть желание восстановить те традиции, которые были на этом приходе до закрытия и разрушения храма. Это, прежде всего, окормление трудных подростков и одиноких пожилых людей. Также есть идея оказывать людям бесплатную психологическую помощь.
Ещё хотим создать здесь музей истории района Пески. Археологи готовы передать нам большую часть того, что нашли здесь при раскопках, а они нашли не только остатки храма, но и остатки более древнего поселения. Здесь неподалёку проходил торговый тракт между Великим Новгородом и шведской крепостью Ниеншанц. И археологи, которые работали у нас, нашли множество предметов быта.
Продолжая тему традиций – при храме было благотворительное Христорождественское братство. Собираетесь ли возродить и его?
– Мы думаем об этом. Но тогда ведь поблизости было ещё два принадлежащих храму здания. Первый, как я уже говорил, был домом причта, во втором располагалось Александро-Иосифовское приходское благотворительное общество, основанное, как и Христорождественское братство, отцом Александром Гумилевским. Это было первое в городе благотворительное общество на базе прихода.
Кстати, могила отца Александра была утеряна, а Светлана Васильевна, про которую я уже рассказывал, чудесным образом нашла на Смоленском кладбище его надгробие. Она увидела, что рабочие собирают и свозят в одно место гранитные и мраморные плиты с неухоженных, давно заброшенных могил – на одном из камней обнаружилась надпись: «Иерей Александр Гумилевский». Светлана Васильевна спросила рабочих, где они нашли этот камень. Те точно не помнили, но сказали, что где-то в радиусе нескольких метров от места, где состоялся разговор. То есть приблизительное место захоронения отца Александра мы знаем.
Ваша личная история как-то связана с этим местом?
– Всё было очень просто. С 1994 года я был чтецом, потом диаконом, а потом и священником Спасо-Преображенского собора. Одно время совмещал служение там и служение в качестве настоятеля здесь. Потом, когда мы сделали уже всё для того, чтобы можно было начать строительство, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил меня быть здесь постоянно. Так что с 10 июня 2016 года я служу только здесь.
Сейчас в этом районе возникла необычная ситуация: три храма находятся на расстоянии нескольких десятков метров. Кроме вашей часовни, службы идут на подворье Старо-Афонского Андреевского мужского скита, ныне Архиерейском, и на подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря на Дегтярной улице. Для вашего прихода это хорошо или не очень?
– Если исходить из чисто земной логики, то надо задаться вопросом, сможет ли приход быть самодостаточным. Но мы из этой логики не исходим. Церковный человек понимает, что храм – это дом Божий. И для нас воссоздание храма в честь Рождества Христова имеет бо?льшее значение, чем мысли о том, что совсем рядом есть ещё храмы. А на месте, где мы воссоздаём храм, после его разрушения был сквер, где не только гуляли родители с детьми, но и выгуливались собаки. И потому прямо на месте храма всё было загажено. Плюс КГИОП сам был заинтересован в нашей работе потому, что эта часть города в результате разрушения храма потеряла свой исторический облик.
Ближайшие к нам храмы – это всё-таки монастырские подворья со своим укладом, отличным от уклада обычного приходского храма. Неподалёку есть ещё и храм грузинской общины, но там и служат на грузинском языке, поэтому он стоит особняком.
Что касается посещаемости, то посмотрите – кроме этих храмов, ближайшие находятся достаточно далеко, их всего два. Один из них – во имя святого страстотерпца царя Николая на Суворовском проспекте – совсем маленький, приблизительно такой же, как наша часовня. Это на весь большой район. Недавно, когда епископ Кронштадтский Назарий совершил чин освящения закладного камня храма, отец Алексий с Архиерейского подворья приходил к нам. Мы знакомы, дружим. Я знаю и прежнего, и нынешнего настоятелей Тихвинского подворья.
Находите ли общий язык с теми жителями ближайших домов, которые недовольны строительством храма? Помнится, некоторое время назад группа таких людей организовала петицию…
– Недовольные были, недовольные есть и до сих пор. Как я понимаю, их сейчас стало меньше – при встрече со мной некоторые из тех, кто раньше был против, говорят: «Ох, батюшка, мы согласны, чтоб здесь был храм, только побыстрее заканчивайте вашу стройку». Людей понять могу, если бы я сам жил на этой площади и видел бы годами одну и ту же картину начавшейся стройки, мне бы это тоже не нравилось.
А у нас действительно долго практически ничего не менялось – с 2013 по 2017 год. Мы занимались согласованиями, проводили исследовательские работы, поэтому котлован стоял заполненный водой. Мы сохраняли порядок, как могли, ведь это для нас святое место. И даже если внешне оно имело вид неопрятный, никакой свалки здесь не было. У нас была пара, которая хотела венчаться прямо на развалинах старого храма – я их отговорил, потому что мы побоялись дождя, дело было ближе к осени. С людьми, живущими в домах на площади, мы стараемся общаться, в том числе и с недовольными.
Статья полностью: https://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/31677/
Привычно, что приходская община собирается вокруг храма. Но бывает, что «точкой сбора» становится храм, который был и, даст Бог, будет снова. Пока же на этом месте котлован, в котором велись сначала археологические и исследовательские работы, а со временем начались работы строительные. «Я благодарен Богу, что нам удалось объединиться», – говорит о своих прихожанах настоятель воссоздаваемого в Санкт-Петербурге храма Рождества Христова на Песках.
Десять улиц петербургского района, ранее известного как Пески, всё ещё официально называются Советскими, хотя настоящее их название – Рождественские. Сам я в детстве и юности жил на 7-й Рождественской, гулял и в сквере, пересекающем 6-ю, и уже не помню, в каком возрасте узнал, что на месте сквера когда-то стоял храм. Таких скверов у нас в городе до сих пор немало, дело неудивительное. И я даже представить себе не мог, что храм Рождества Христова, в честь которого и были названы улицы на Песках, когда-либо будут восстанавливать. Но в 2012 году вокруг сквера появился забор, позже на ограждённой территории была поставлена временная часовня, а 17 февраля нынешнего года был совершён чин освящения закладного камня храма.
Первый храм – деревянный – появился на этом месте в 1753 году. А с 1781 по 1787 годы продолжалось строительство храма каменного, по проекту П.Е. Егорова. Именно этот храм был разрушен по приказу большевистской власти в 1934 году, этот храм восстанавливают его нынешние прихожане. Да, несмотря на то, что храмового здания ещё нет, у него уже есть сформировавшийся приход.
Рассказывает настоятель храма Рождества Христова на Песках протоиерей Андрей Щербан:
– В 1798 году на великом освящении этого храма присутствовал император Павел I с семьёй, то есть это был достаточно значимый храм. На улицах, которые именовались Рождественскими, жили строители Петербурга, которых во второй половине XVIII века переселили сюда для того, чтобы они застраивали эту часть города. И эти люди строили храм для себя; архитектор Пётр Егорович Егоров проживал здесь же. Храм был построен в стиле раннего классицизма – если посмотреть на фотографии, то можно увидеть большое сходство с Троицким собором Александро-Невской лавры.
У кого первого возникла идея о восстановлении храма?
– В 2004 году несколько жителей домов, стоящих на этой площади и поблизости от неё, собрали инициативную группу и обратились к тогдашнему нашему правящему архиерею митрополиту Владимиру (Котлярову). Эту группу возглавила Светлана Васильевна Поведайко. Квартира, где она жила, как раз находится в доме, который раньше был домом причта. Светлана Васильевна уже ушла в мир иной. Бог дал ей радость быть 8 мая 2015 года на освящении поклонного креста, установленного на площади, где идут восстановительные работы; через полтора месяца после этого она скончалась.
Изначально она просто как местная жительница заинтересовалась, что было раньше на месте сквера, потому что сам по себе он логически не вписывается в планировку – здесь так скверы не разбивались. И ещё до обращения к владыке она провела большую работу в архивах.
А в 2004 году митрополит Владимир благословил начать работы по воссозданию храма, и я был назначен духовно окормлять инициативную группу. В течение года мы продолжали работать в архивах и собрали достаточно большой объём информации по нашему храму. К этому делу подключился глава архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Маратович Даянов, известный в нашем городе архитектор. Он тоже в хорошем смысле заболел идеей и стал всячески способствовать нам. В 2005 году зарегистрировали общину, и я стал председателем приходского совета. В 2010-м я был официально назначен настоятелем храма, так как к этому времени у нас уже были собраны все документы для получения разрешения на строительство.
Так как сама площадь, на которой стоял храм, является памятником, основные согласования мы проводили через Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Нам было предписано провести археологические раскопки. В сентябре 2012 года мы начали эту работу и к зиме основную её часть закончили. Нашли здесь остатки фундамента храма и нижних фрагментов стен подвального этажа. В июле 2013 года после историко-культурной и градостроительной экспертизы памятник был взят под охрану, и КГИОП согласовал проект воссоздания храма по фасадам без изменения планировочных решений площади. 1 декабря 2014 года Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга дала нам разрешение на строительство.
Вы будете восстанавливать храм в точности таким, каким он был?
– Мы собираемся восстанавливать храм по плану архитектора Егорова. Те же три придела: центральный – в честь Рождества Христова, левый – посвященный Всем святым, правый – в честь Рождества Богородицы. Храм перестраивался дважды – удлинялся. На паперти было построено нечто вроде тамбура, позже со стороны алтаря пристроили ризницу. Мы берём первоначальный проект, так как проект с пристройками не вписывается в границы существующего участка: пристройки выходили бы тогда на нынешнюю проезжую часть.
Основой прихода стала инициативная группа местных жителей?
– Все те, кто в 2004 году обратился к владыке Владимиру, вошли в состав прихода. Потом появились люди, которые услышали, что есть такая инициатива, стали предлагать помощь, в том числе финансовую, административную. Вся подготовительная работа (архивная, археологическая, геологическая и так далее) велась за счёт средств наших прихожан.
Сейчас наш приход насчитывает порядка 60 человек. Это люди, которые приходят во временную часовню, чтобы молиться. На Рождество и на Пасху собирается приблизительно 90-100 человек. Может быть, людей было бы и больше, но площадь нашей часовни – всего 40 квадратных метров.
Ваш приход – действительно община?
– Я благодарен Богу, что нам удалось объединиться. Наши прихожане дружат семьями, стараемся жить с радостью, терпением и любовью. Процентов восемьдесят наших прихожан – люди до 60 лет.
Приходские инициативы связаны только с восстановлением храма? Или за годы уже появилось что-то ещё?
– Пока у нас мало возможностей, так что в основном, конечно, занимаемся храмом. У нас есть идеи, есть желание восстановить те традиции, которые были на этом приходе до закрытия и разрушения храма. Это, прежде всего, окормление трудных подростков и одиноких пожилых людей. Также есть идея оказывать людям бесплатную психологическую помощь.
Ещё хотим создать здесь музей истории района Пески. Археологи готовы передать нам большую часть того, что нашли здесь при раскопках, а они нашли не только остатки храма, но и остатки более древнего поселения. Здесь неподалёку проходил торговый тракт между Великим Новгородом и шведской крепостью Ниеншанц. И археологи, которые работали у нас, нашли множество предметов быта.
Продолжая тему традиций – при храме было благотворительное Христорождественское братство. Собираетесь ли возродить и его?
– Мы думаем об этом. Но тогда ведь поблизости было ещё два принадлежащих храму здания. Первый, как я уже говорил, был домом причта, во втором располагалось Александро-Иосифовское приходское благотворительное общество, основанное, как и Христорождественское братство, отцом Александром Гумилевским. Это было первое в городе благотворительное общество на базе прихода.
Кстати, могила отца Александра была утеряна, а Светлана Васильевна, про которую я уже рассказывал, чудесным образом нашла на Смоленском кладбище его надгробие. Она увидела, что рабочие собирают и свозят в одно место гранитные и мраморные плиты с неухоженных, давно заброшенных могил – на одном из камней обнаружилась надпись: «Иерей Александр Гумилевский». Светлана Васильевна спросила рабочих, где они нашли этот камень. Те точно не помнили, но сказали, что где-то в радиусе нескольких метров от места, где состоялся разговор. То есть приблизительное место захоронения отца Александра мы знаем.
Ваша личная история как-то связана с этим местом?
– Всё было очень просто. С 1994 года я был чтецом, потом диаконом, а потом и священником Спасо-Преображенского собора. Одно время совмещал служение там и служение в качестве настоятеля здесь. Потом, когда мы сделали уже всё для того, чтобы можно было начать строительство, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил меня быть здесь постоянно. Так что с 10 июня 2016 года я служу только здесь.
Сейчас в этом районе возникла необычная ситуация: три храма находятся на расстоянии нескольких десятков метров. Кроме вашей часовни, службы идут на подворье Старо-Афонского Андреевского мужского скита, ныне Архиерейском, и на подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря на Дегтярной улице. Для вашего прихода это хорошо или не очень?
– Если исходить из чисто земной логики, то надо задаться вопросом, сможет ли приход быть самодостаточным. Но мы из этой логики не исходим. Церковный человек понимает, что храм – это дом Божий. И для нас воссоздание храма в честь Рождества Христова имеет бо?льшее значение, чем мысли о том, что совсем рядом есть ещё храмы. А на месте, где мы воссоздаём храм, после его разрушения был сквер, где не только гуляли родители с детьми, но и выгуливались собаки. И потому прямо на месте храма всё было загажено. Плюс КГИОП сам был заинтересован в нашей работе потому, что эта часть города в результате разрушения храма потеряла свой исторический облик.
Ближайшие к нам храмы – это всё-таки монастырские подворья со своим укладом, отличным от уклада обычного приходского храма. Неподалёку есть ещё и храм грузинской общины, но там и служат на грузинском языке, поэтому он стоит особняком.
Что касается посещаемости, то посмотрите – кроме этих храмов, ближайшие находятся достаточно далеко, их всего два. Один из них – во имя святого страстотерпца царя Николая на Суворовском проспекте – совсем маленький, приблизительно такой же, как наша часовня. Это на весь большой район. Недавно, когда епископ Кронштадтский Назарий совершил чин освящения закладного камня храма, отец Алексий с Архиерейского подворья приходил к нам. Мы знакомы, дружим. Я знаю и прежнего, и нынешнего настоятелей Тихвинского подворья.
Находите ли общий язык с теми жителями ближайших домов, которые недовольны строительством храма? Помнится, некоторое время назад группа таких людей организовала петицию…
– Недовольные были, недовольные есть и до сих пор. Как я понимаю, их сейчас стало меньше – при встрече со мной некоторые из тех, кто раньше был против, говорят: «Ох, батюшка, мы согласны, чтоб здесь был храм, только побыстрее заканчивайте вашу стройку». Людей понять могу, если бы я сам жил на этой площади и видел бы годами одну и ту же картину начавшейся стройки, мне бы это тоже не нравилось.
А у нас действительно долго практически ничего не менялось – с 2013 по 2017 год. Мы занимались согласованиями, проводили исследовательские работы, поэтому котлован стоял заполненный водой. Мы сохраняли порядок, как могли, ведь это для нас святое место. И даже если внешне оно имело вид неопрятный, никакой свалки здесь не было. У нас была пара, которая хотела венчаться прямо на развалинах старого храма – я их отговорил, потому что мы побоялись дождя, дело было ближе к осени. С людьми, живущими в домах на площади, мы стараемся общаться, в том числе и с недовольными.
Статья полностью: https://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/31677/