Мансардный вопрос испортил...
03.04.2018
Лев Березкин. "Санкт-Петербургские ведомости" 2 апреля 2018 г.
Редкий случай - на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга не было принято никаких решений. Полезное обсуждение вопроса о новых надгробиях на местах исторических захоронений, а также историко-культурной экспертизы дома Людвига Штиглица - выявленного объекта культурного наследия показало, что нет простых универсальных рецептов.
Осенью 2017 года широкий резонанс получила попытка одной общественной организации установить скульптурное надгробие на могиле художника Михаила Врубеля (1856 - 1910) и его жены певицы Надежды Забелы-Врубель (1868 - 1913), которая находится на Новодевичьем кладбище. Авторами надгробия стали скульптор Максим Ведерников и архитектор Рафаэль Даянов (член совета). По настоянию КГИОП установка не состоялась, но проблема осталась.
История вопроса такова. В 1913 году Анна Врубель, сестра художника, заказала надгробный памятник, но до начала Первой мировой войны был создан только массивный постамент. Его автор неизвестен, проектные чертежи не обнаружены. Именно этот постамент из черного гранита и является объектом культурного наследия. В 1975 году он прошел полную реставрацию.
В фондах Русского музея находятся три гипсовые модели скульптора Леонида Шервуда, которые, очевидно, предназначались для могилы Врубелей, о чем говорит бюст художника и барельефы с изображением певицы в оперных партиях. Ровно 40 лет назад, когда Академия художеств СССР занималась проблемой врубелевского надгробия, эскизы Шервуда признали «требующими доработки». Но скульптор умер в 1954 году...
В 2001 году надгробный постамент стал объектом культурного наследия. Следовательно, по закону, его нельзя надстраивать скульптурой, о чем на совете говорил Александр Кобак, один из авторов капитального справочника «Исторические кладбища Санкт-Петербурга».
Логика тут простая: если нельзя надстраивать охраняемые здания, то почему это можно делать с надгробиями? В кулуарах совета прозвучало предложение установить скульптуру рядом с охраняемым постаментом (какую именно - вопрос отдельный: эскиз Ведерникова с барельефом Надежды Забелы-Врубель с тыльной стороны скульптурного изображения Михаила Врубеля не показался членам совета убедительным). Но и это будет непросто сделать, так как все Новодевичье кладбище является объектом культурного наследия.
Существует два правовых пути решения проблемы. Первый - снятие постамента с охраны, что упрощает установку скульптуры, второй - проведение историко-культурной экспертизы, которая докажет, что установка скульптуры не угрожает предметам охраны надгробия.
Статья полностью: https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/mansardnyy_vopros_isportil_/
Редкий случай - на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга не было принято никаких решений. Полезное обсуждение вопроса о новых надгробиях на местах исторических захоронений, а также историко-культурной экспертизы дома Людвига Штиглица - выявленного объекта культурного наследия показало, что нет простых универсальных рецептов.
Осенью 2017 года широкий резонанс получила попытка одной общественной организации установить скульптурное надгробие на могиле художника Михаила Врубеля (1856 - 1910) и его жены певицы Надежды Забелы-Врубель (1868 - 1913), которая находится на Новодевичьем кладбище. Авторами надгробия стали скульптор Максим Ведерников и архитектор Рафаэль Даянов (член совета). По настоянию КГИОП установка не состоялась, но проблема осталась.
История вопроса такова. В 1913 году Анна Врубель, сестра художника, заказала надгробный памятник, но до начала Первой мировой войны был создан только массивный постамент. Его автор неизвестен, проектные чертежи не обнаружены. Именно этот постамент из черного гранита и является объектом культурного наследия. В 1975 году он прошел полную реставрацию.
В фондах Русского музея находятся три гипсовые модели скульптора Леонида Шервуда, которые, очевидно, предназначались для могилы Врубелей, о чем говорит бюст художника и барельефы с изображением певицы в оперных партиях. Ровно 40 лет назад, когда Академия художеств СССР занималась проблемой врубелевского надгробия, эскизы Шервуда признали «требующими доработки». Но скульптор умер в 1954 году...
В 2001 году надгробный постамент стал объектом культурного наследия. Следовательно, по закону, его нельзя надстраивать скульптурой, о чем на совете говорил Александр Кобак, один из авторов капитального справочника «Исторические кладбища Санкт-Петербурга».
Логика тут простая: если нельзя надстраивать охраняемые здания, то почему это можно делать с надгробиями? В кулуарах совета прозвучало предложение установить скульптуру рядом с охраняемым постаментом (какую именно - вопрос отдельный: эскиз Ведерникова с барельефом Надежды Забелы-Врубель с тыльной стороны скульптурного изображения Михаила Врубеля не показался членам совета убедительным). Но и это будет непросто сделать, так как все Новодевичье кладбище является объектом культурного наследия.
Существует два правовых пути решения проблемы. Первый - снятие постамента с охраны, что упрощает установку скульптуры, второй - проведение историко-культурной экспертизы, которая докажет, что установка скульптуры не угрожает предметам охраны надгробия.
Статья полностью: https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/mansardnyy_vopros_isportil_/