На дне Ладожского озера обнаружили сторожевой корабль «Пурга»
26.05.2018
Давид Генкин. Комсомольская правда. 25 мая 2018 г.
Он погиб в 1942 году. Поиски останков судна заняли 6 лет
О Дороге жизни, которая в годы блокады спасла от голодной смерти десятки тысяч ленинградцев, знают все. Но осажденному городу помогли выстоять не только работавшие на Дороге жизни шоферы, но и моряки Ладожской военной флотилии. До конца ноября, пробиваясь через лёд, ее корабли эвакуировали людей, снабжали город продовольствием. За три осенних месяца 1941 года в Ленинград водным путем было доставлено шестьдесят тысяч тонн груза, в том числе 45 000 тонн продовольствия. Среди этих судов была и «Пурга», которая в то время считалась лучшим сторожевым кораблем отечественного флота. «Пурга» управляла всеми судами флотилии, на ее борту находились офицеры связи взаимодействующих служб.
Сбросили три бомбы
Построенную в 1935 году «Пургу» ждала трагическая судьба. 1 сентября 1942 года самолеты вражеской авиации сбросили три бомбы. Две взорвались возле бортов, а третья попала в центр палубы, расколов корабль на две части. Сторожевик быстро ушел под воду, погибли одиннадцать моряков. Остальных 28 человек подобрала советская канонерская лодка.
В том же 1942 году водолазы сняли с затонувшего корабля часть вооружения и ходовых механизмов. Поднятые со дна пулеметы «Пурги» продолжали использовать для борьбы с фашистами. Однако нос корабля лежал на дне. О нем вскоре забыли.
- Много лет назад меня захватила идея - поднять носовую часть «Пурги», чтобы затем на ее основе сделать памятник и установить его в музее «Дорога жизни», - рассказал корреспонденту «Комсомолки» вице-управляющий Национального аварийно-спасательного агентства Игорь Матюк.
Игорь Матюк – известный специалист. В 2003 году группа под его руководством подняла со дна Невы, вблизи Невского пятачка, танк КВ -1, который стал первым экспонатом музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». Участвовал в поисках без вести пропавшего вместе со всей съёмочной группой в Кармадонском ущелье артиста Сергея Бодрова-младшего.
Искали в груде металла
Поиски «Пурги» начались шесть лет назад. Хотя место нахождения носовой части примерно было известно, работа предстояла очень сложная.
- На этом участке с плохой видимостью лежит много покореженных останков кораблей, цистерн, рыбные сети, - говорит Игорь Матюк. – Можно сказать, в груде металла водолазам предстояло обнаружить носовую часть «Пурги», сделать видеосъемку, сравнить полученные материалы с чертежами, чтобы убедиться: мы нашли то, что искали. Работа, которая завершилась в минувшее воскресенье, проходила в непростых условиях: то дождь, то шторм. Но теперь нет сомнений: мы нашли носовую часть «Пурги»!
Следующий этап, который начнется через несколько месяцев, - подъем носовой части. Ее планируют разрезать. Поднимать будут тот элемент, который войдет в структуру памятника. Петербургский архитектор Рафаэль Даянов уже разработал проект монумента.
Справка «КП»
Сторожевой корабль «Пурга» был введен в эксплуатацию 4 сентября 1936 года. Полное водоизмещение 619—633 тонн. Размеры: длина - 71,5 метра, ширина – 7,4 метра, осадка - 2.9 метра.
https://www.spb.kp.ru/daily/26834.7/3874330/
Он погиб в 1942 году. Поиски останков судна заняли 6 лет
О Дороге жизни, которая в годы блокады спасла от голодной смерти десятки тысяч ленинградцев, знают все. Но осажденному городу помогли выстоять не только работавшие на Дороге жизни шоферы, но и моряки Ладожской военной флотилии. До конца ноября, пробиваясь через лёд, ее корабли эвакуировали людей, снабжали город продовольствием. За три осенних месяца 1941 года в Ленинград водным путем было доставлено шестьдесят тысяч тонн груза, в том числе 45 000 тонн продовольствия. Среди этих судов была и «Пурга», которая в то время считалась лучшим сторожевым кораблем отечественного флота. «Пурга» управляла всеми судами флотилии, на ее борту находились офицеры связи взаимодействующих служб.
Сбросили три бомбы
Построенную в 1935 году «Пургу» ждала трагическая судьба. 1 сентября 1942 года самолеты вражеской авиации сбросили три бомбы. Две взорвались возле бортов, а третья попала в центр палубы, расколов корабль на две части. Сторожевик быстро ушел под воду, погибли одиннадцать моряков. Остальных 28 человек подобрала советская канонерская лодка.
В том же 1942 году водолазы сняли с затонувшего корабля часть вооружения и ходовых механизмов. Поднятые со дна пулеметы «Пурги» продолжали использовать для борьбы с фашистами. Однако нос корабля лежал на дне. О нем вскоре забыли.
- Много лет назад меня захватила идея - поднять носовую часть «Пурги», чтобы затем на ее основе сделать памятник и установить его в музее «Дорога жизни», - рассказал корреспонденту «Комсомолки» вице-управляющий Национального аварийно-спасательного агентства Игорь Матюк.
Игорь Матюк – известный специалист. В 2003 году группа под его руководством подняла со дна Невы, вблизи Невского пятачка, танк КВ -1, который стал первым экспонатом музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». Участвовал в поисках без вести пропавшего вместе со всей съёмочной группой в Кармадонском ущелье артиста Сергея Бодрова-младшего.
Искали в груде металла
Поиски «Пурги» начались шесть лет назад. Хотя место нахождения носовой части примерно было известно, работа предстояла очень сложная.
- На этом участке с плохой видимостью лежит много покореженных останков кораблей, цистерн, рыбные сети, - говорит Игорь Матюк. – Можно сказать, в груде металла водолазам предстояло обнаружить носовую часть «Пурги», сделать видеосъемку, сравнить полученные материалы с чертежами, чтобы убедиться: мы нашли то, что искали. Работа, которая завершилась в минувшее воскресенье, проходила в непростых условиях: то дождь, то шторм. Но теперь нет сомнений: мы нашли носовую часть «Пурги»!
Следующий этап, который начнется через несколько месяцев, - подъем носовой части. Ее планируют разрезать. Поднимать будут тот элемент, который войдет в структуру памятника. Петербургский архитектор Рафаэль Даянов уже разработал проект монумента.
Справка «КП»
Сторожевой корабль «Пурга» был введен в эксплуатацию 4 сентября 1936 года. Полное водоизмещение 619—633 тонн. Размеры: длина - 71,5 метра, ширина – 7,4 метра, осадка - 2.9 метра.
https://www.spb.kp.ru/daily/26834.7/3874330/