В Манеже вспомнили о Венецианской биеннале и открыли выставку
Людмила Семенова. Петербургский авангард 15 ноября 2018 г
Работа секции изобразительного искусства на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге началась с пресс-конференции в Центральном выставочном зале «Манеж», которая состоялась 14 ноября и была посвящена выставке «Станция «Россия», которая состоялась в мае 2018 года на Венецианской биеннале. Она была показана в павильоне России в садах Джардини в Венеции (павильон построен по проекту Алексея Щусева в 1914 году). Комиссар павильона, ректор Института имени Репина Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский, руководящий секцией изобразительного искусства рассказал о символичном значении железной дороги в истории и культуре России.
По словам Семена Михайловского, павильон России был стилизован под настоящий вокзал с пятью залами. Первый из них — «Введение в географию» — содержит инфографику о железных путях и вокзалах как о модели кровеносной системы страны. Во втором зале, «Проектное депо», собраны старые и сегодняшние фотографии вокзалов и пассажиров, кадры с камер видеонаблюдения, макеты современных железнодорожных станций. Макеты оформлены оригинальным образом: фотографии и проекты прикреплены к рельсам на магнитах.
Третий — «Зал ожидания будущего» — демонстрирует идеи молодых архитекторов по развитию площади трех вокзалов в Москве. Четвертый, нижний зал, который называется «Камера хранения», отражает интимность личных вещей пассажира, он олицетворяет, по выражению Семена Михайловского, некую «крипту памяти» из ячеек советского времени, устланных войлоком, освещенных теплым светом, содержащих краткие сюжеты об известных людях. Наконец в пятом зале демонстрируется фильм Даниила Зинченко «Семь дней в семи минутах» о путешествии автора из Москвы во Владивосток ради встречи с дедом, которого он прежде никогда не видел. Таким образом фильм охватывает уникальную историю и географию России путем живой съемки из вагонного окна, позволяющей ощутить силу окружающей природы.
Среди участников экспозиции в павильоне России Семен Михайловский отметил коллективы «Литейная часть-91», Studio 911, «Горожане/Citizenstudio», «Студия-44», Метрогипротранс, Arden Vald. Ключевыми элементами выставки стали экспонаты, выполненные в технике инсталляции и мультимедиа, архитектурные чертежи, макеты, фотографии, артефакты, видеомэппинг, динамическая инфографика, звуковое сопровождение.
Многое напоминает о наследии русского авангарда и футуризма. Среди самых актуальных работ — рисунки и макеты Николая Шумакова, президента Союза архитекторов, выполненные для проекта высокоскоростной магистрали, Никиты Явейна, проектирующего вокзал в Олимпийском парке в Сочи. Предложения по площади трех вокзалов в Москве молодых архитекторов CitizenStudio представлены среди стен, расписанных граффити. Эта техника у российского пассажира давно и прочно ассоциируется с тематикой железной дороги.
На биеннале в Венеции выставка была призвана показать Западу русскую историю и современность в искусстве — ведь вокзалы строили выдающиеся архитекторы, в том числе Константин Тон, Федор Шехтель, Алексей Щусев, — и в жизни, через портреты путешественников, широко известных во всем мире. Михайловский напомнил об императоре Николае II, который именно в поезде, на станции Дно, отрекся от престола, о Льве Толстом, чьи последние дни прошли на станции Астапово, о Чехове, который после смерти был транспортирован в холодильной камере товарного вагона с надписью «Для устриц», о Ленине, чей революционный путь начинался с опломбированного вагона, об Александре Солженицыне, пересекшем всю страну после вынужденной эмиграции. Также он отметил, что одна из ячеек «Камеры хранения» посвящена легендарному рок-музыканту Дэвиду Боуи, который путешествовал по СССР в 1973 году вместе с ударником Джеффом МакКормаком и был впечатлен многоликостью огромной страны.
Одной из самых значительных миссий Венецианской биеннале Михайловский счел образовательный элемент. Это не только прекрасный опыт для художников, но и важный вклад в культурные взаимоотношения между государствами и менталитетами. При всей сложности нынешней политической обстановки в Венеции представители нашей страны были встречены очень тепло, и говорить о культурной изоляции не приходится. Немалая заслуга принадлежит проекту «Русские сезоны», который в этом году продвигает много российско-итальянских культурных программ — кроме художественных экспозиций, это концерты классической музыки, театральные постановки, кинофестивали, букинистические выставки, просветительские проекты.
Следующим проектом, который курирует Семен Михайловский в Центральном выставочном зале «Манеж», стал четвертый международный симпозиум по современному искусству «Восток-Запад», состоявшийся тоже 14 ноября. Этот симпозиум посвящен культурным пересечениям, влияниям и связям различных культур. Встреча ведущих экспертов в области культурного наследия Азии и влияния современных тенденций была посвящена и общим вопросам взаимодействия, и конкретным реализованным проектам. Она стала преддверием крупного выставочного проекта «Современный Катар: искусство и фотография», который для широкой публики откроется 19 ноября.
В тот же день, 14 ноября, в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств на Васильевском острове открылась выставка «Жажда античности». Этот проект также вошел в программу секции искусства МКФ.
http://avangard.rosbalt.ru/2018/11/15/v-manezhe-vspomnili-o-venetsianskoj-biennale-i-otkryli-vystavk...