«Станция Россия»: герои архитектурного биеннале
Арина Крючкова «Сноб» 18 декабря 2018 г.
Проект «Станция Россия» был представлен в павильоне Россия в рамках 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции в уходящем году. Его авторы попытались отобразить значимость железных дорог для страны. После международного фестиваля экспозиция была воссоздана в Казанском вокзале в Москве. Сегодня, 18 декабря, выставка открылась для всех, вход бесплатный
Проект «Станция Россия» связан с темой биеннале — «Свободное пространство» (FreeSpace). По мнению авторов, она для России имеет особое значение. Вопросы пространства, его постижения и освоения являются коренными вопросами русского бытия. Россия обитаема там, где проходит железная дорога. Железная дорога служила и еще долго будет служить инструментом покорения бескрайнего русского пространства.
Проект называется «Станция Россия» потому, что он посвящен прошлому, настоящему и будущему российских железнодорожных вокзалов. Особое внимание уделено звуковым инсталляциям и мультимедиа. Вокзалы обладают гигантским потенциалом, а территории вокруг них — единственным свободным пространством мегаполисов.
1 / 7
Выставка состоит из пяти разделов, каждому из которых будет отведена часть экспозиции:
в «Введении в географию» будет представлено видео (Tanatos Banionis), рассказывающее о масштабах страны, о разрастающихся городах и кровеносной системе железнодорожных путей — об интенсивности движения, пассажиропотоках, о вокзалах — начиная от Павловского «воксала», где устраивались музыкальные концерты, «приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы» до вокзалов, имплементированных в сложную городскую среду;
в «Проектном депо» представлены старые и современные фотографии с вокзалами и пассажирами, кадры с камер наблюдения. Центральное место занимает макет первого, Павловского вокзала (Литейная Часть-91, Р. Даянов). В этом же разделе представлен макет вокзала в Олимпийском парке в Сочи (Студия-44, Н. Явейн), рисунки и объекты архитектора Н. Шумакова (Метрогипротранс), посвященные ВСМ Москва — Казань;
в «Зал ожидания будущего» вошло современное предложение по развитию площади трех вокзалов в Москве (Горожане / Citizenstudio, М. Бейлин, Д. Никишин), Studio 911 (В. Крылов, А. Чурзин, И. Ассоров). Художник Анатолий Акуе специально для выставки исполнит настенную роспись;
в «Камере хранения», с двух сторон заполненной ячейками с артефактами и инсталляция из забытых или потерянных чемоданов;
в последнем, пятом разделе «Преодолевая свободное пространство» в большом замороженном окне, имитирующем вагонное, демонстрируется фильм «Семь дней за семь минут»), снятый молодым московским режиссером Даниилом Зинченко, отправившимся в путешествие через всю страну на встречу с дедом, живущим во Владивостоке.
Генеральным партнером проекта стал ОАО «РЖД» — одна из самых крупных в мире железнодорожных компаний с крупными объемами грузовых и пассажирских перевозок, гигантской инфраструктурой, славной историей и большими перспективами.
https://snob.ru/news/169849