Тучков буян позеленеет. Мнение архитектора Рафаэля Даянова
07.05.2019
Санкт-Петербургские ведомости. 6 мая 2019 г. Подготовил Лев Березкин.
После одобрения на самом высоком уровне идеи действующего губернатора Петербурга Александра Беглова по созданию парка между набережной Малой Невы и проспектом Добролюбова (кстати, первого в исторической части за последние несколько десятилетий) городские власти предложили провести общественную дискуссию о том, каким должен быть новый парк. «Санкт-Петербургские ведомости» начинают серию публикаций на эту тему беседами с практикующими архитекторами. Сегодня слово - Рафаэлю ДАЯНОВУ.
- Рафаэль Маратович, вы создаете много проектов реставрации и воссоздания петербургских зданий, собираете для этого архив старых фотографий и изображений проектных чертежей. Попадала ли в ваше поле зрения история Тучкова буяна и Ватного острова, которые в ХХ веке были присоединены к Петроградской стороне?
- Не просто попадала. В 2004 году, за несколько лет до того, как появилась идея строительства «Набережной Европы», соединяющей жилой квартал и Дворец танца Бориса Эйфмана, мы с балетмейстером обсуждали идею «международного учебно-театрального комплекса».
- И что предполагалось включить в его состав?
- Основные параметры мало изменились с тех пор: большой зрительный зал на 1250 мест, малая сцена на 300 зрителей, все необходимые служебные и технические помещения, а также общежитие для артистов.
- Вы подготовили проект?
- По разным причинам дело не дошло даже до эскизной стадии. Был сделан только набросок полукруглого фасада, обращенного на восток в сторону Петропавловской крепости. Здание «садилось» на место главного корпуса ГИПХа. Для меня было важно не «выделяться» в окружающей застройке, спрятав огромную «коробку» сцены. Это всегда проблема при проектировании театров.
- Вернемся к истории этого места.
- Она длинная и богатая. Меня интересовали прежде публикации в профессиональной архитектурной периодике и книгах начала и середины ХХ века проектов застройки Тучкова буяна. В 1914 году были опубликованы три проекта музейно-выставочного центра - Михаила Дубинского, Оскара Мунца и Ивана Фомина. Любопытно, что первые два архитектора предлагали полный снос здания XVIII века, где был склад пеньки. Иногда его называют «дворцом Бирона». Кстати, сейчас я бы, наоборот, воссоздал все детали фасадов, они обогатят невскую панораму.
Вскоре появился проект стадиона Владимира Покровского - Иеронима Китнера на Ватном острове на месте спиртового завода. В 1920 году состоялся конкурс на «Первые районные термы в Петрограде», в котором участвовали Ной Троцкий, Иосиф Лангбард и другие известные архитекторы.
- Ничего не было реализовано?
- Не было. И в 1944 - 1948 годах Николай Баранов, главный архитектор Ленинграда, создал проект развития города в сторону моря. Ватный остров он предлагал превратить в центральный парк, от которого зеленый пояс шел на запад, через острова соединяясь с Курортным районом. Так что сейчас мы возвращаемся к идеям, высказанным 70 лет назад.
- Каким, на ваш взгляд, должен быть новый парк?
- Сначала о трех проблемах, существующих в центре Петербурга. В нем не хватает зелени, особенно парков, к которым выходит жилье. Таврический сад, пожалуй, единственный. Улица Рылеева лишилась аллеи с возрастными деревьями. Другие улицы в центре их тоже теряют. Наконец, набережные стали автомобильными трассами, отрезав горожанам доступ к воде.
Новый парк должен акцентироваться на решении этих трех проблем. Главное - максимально возможное количество зелени, арт-пространства можно создать в промышленных зонах.
- А как же обязательные элементы современного парка, например, детские площадки?
- Они должны быть, как и место отдыха для людей старшего возраста и концертная площадка, она же каток зимой и место для рождественских и пасхальных базаров. Но все это на ограниченной территории и никаких скейтбордов и прочих шумных игр. Им место на Крестовском острове около стадионов. Кстати, у Баранова была именно такая идея - шумные занятия подальше от центра.
- Каким образом выбрать лучший проект?
- Подождите. Сначала надо провести общественное обсуждение «чего хотим». То есть что нужно включить в программу конкурса. Потом уже сам конкурс - открытый российский, потребуется два, а может, и три этапа.
- И сколько времени это все займет?
- Год. Даже с учетом летних отпусков. Весной 2020-го можно получить проект и начать «лесопосадки».
https://spbvedomosti.ru/news/gorod/tuchkov_buyan_pozeleneet_mnenie_arkhitektora_rafaelya_dayanova/
После одобрения на самом высоком уровне идеи действующего губернатора Петербурга Александра Беглова по созданию парка между набережной Малой Невы и проспектом Добролюбова (кстати, первого в исторической части за последние несколько десятилетий) городские власти предложили провести общественную дискуссию о том, каким должен быть новый парк. «Санкт-Петербургские ведомости» начинают серию публикаций на эту тему беседами с практикующими архитекторами. Сегодня слово - Рафаэлю ДАЯНОВУ.
- Рафаэль Маратович, вы создаете много проектов реставрации и воссоздания петербургских зданий, собираете для этого архив старых фотографий и изображений проектных чертежей. Попадала ли в ваше поле зрения история Тучкова буяна и Ватного острова, которые в ХХ веке были присоединены к Петроградской стороне?
- Не просто попадала. В 2004 году, за несколько лет до того, как появилась идея строительства «Набережной Европы», соединяющей жилой квартал и Дворец танца Бориса Эйфмана, мы с балетмейстером обсуждали идею «международного учебно-театрального комплекса».
- И что предполагалось включить в его состав?
- Основные параметры мало изменились с тех пор: большой зрительный зал на 1250 мест, малая сцена на 300 зрителей, все необходимые служебные и технические помещения, а также общежитие для артистов.
- Вы подготовили проект?
- По разным причинам дело не дошло даже до эскизной стадии. Был сделан только набросок полукруглого фасада, обращенного на восток в сторону Петропавловской крепости. Здание «садилось» на место главного корпуса ГИПХа. Для меня было важно не «выделяться» в окружающей застройке, спрятав огромную «коробку» сцены. Это всегда проблема при проектировании театров.
- Вернемся к истории этого места.
- Она длинная и богатая. Меня интересовали прежде публикации в профессиональной архитектурной периодике и книгах начала и середины ХХ века проектов застройки Тучкова буяна. В 1914 году были опубликованы три проекта музейно-выставочного центра - Михаила Дубинского, Оскара Мунца и Ивана Фомина. Любопытно, что первые два архитектора предлагали полный снос здания XVIII века, где был склад пеньки. Иногда его называют «дворцом Бирона». Кстати, сейчас я бы, наоборот, воссоздал все детали фасадов, они обогатят невскую панораму.
Вскоре появился проект стадиона Владимира Покровского - Иеронима Китнера на Ватном острове на месте спиртового завода. В 1920 году состоялся конкурс на «Первые районные термы в Петрограде», в котором участвовали Ной Троцкий, Иосиф Лангбард и другие известные архитекторы.
- Ничего не было реализовано?
- Не было. И в 1944 - 1948 годах Николай Баранов, главный архитектор Ленинграда, создал проект развития города в сторону моря. Ватный остров он предлагал превратить в центральный парк, от которого зеленый пояс шел на запад, через острова соединяясь с Курортным районом. Так что сейчас мы возвращаемся к идеям, высказанным 70 лет назад.
- Каким, на ваш взгляд, должен быть новый парк?
- Сначала о трех проблемах, существующих в центре Петербурга. В нем не хватает зелени, особенно парков, к которым выходит жилье. Таврический сад, пожалуй, единственный. Улица Рылеева лишилась аллеи с возрастными деревьями. Другие улицы в центре их тоже теряют. Наконец, набережные стали автомобильными трассами, отрезав горожанам доступ к воде.
Новый парк должен акцентироваться на решении этих трех проблем. Главное - максимально возможное количество зелени, арт-пространства можно создать в промышленных зонах.
- А как же обязательные элементы современного парка, например, детские площадки?
- Они должны быть, как и место отдыха для людей старшего возраста и концертная площадка, она же каток зимой и место для рождественских и пасхальных базаров. Но все это на ограниченной территории и никаких скейтбордов и прочих шумных игр. Им место на Крестовском острове около стадионов. Кстати, у Баранова была именно такая идея - шумные занятия подальше от центра.
- Каким образом выбрать лучший проект?
- Подождите. Сначала надо провести общественное обсуждение «чего хотим». То есть что нужно включить в программу конкурса. Потом уже сам конкурс - открытый российский, потребуется два, а может, и три этапа.
- И сколько времени это все займет?
- Год. Даже с учетом летних отпусков. Весной 2020-го можно получить проект и начать «лесопосадки».
https://spbvedomosti.ru/news/gorod/tuchkov_buyan_pozeleneet_mnenie_arkhitektora_rafaelya_dayanova/