Барельефы для Монрепо возрождают по старым фотографиям
08.01.2021
"Родина на Неве" 6 января 2021 г.
Из 11 скульптурных украшений усадебного дома в выборгском Государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике «Парк Монрепо» более-менее сохранились лишь два подлинных.
Сейчас они находятся на хранении в Выборгском замке. Имеются также копии двух барельефов, изготовленные в 60-х годах прошлого века. Остальные семь реставраторам предстоит восстановить по сохранившимся фотографиям. Эту работу предстоит осуществить летом наступившего года.
Главный усадебный дом в Монрепо украшали семь барельефов, из которых три были парными, то есть дублировали друг друга, и один – центральный – сам по себе. Выполненные в классическом античном стиле они, соответственно, представляли аллегории живописи, поэзии, скульптуры и музыки.
На библиотечном флигеле усадебного дома располагались четыре горельефа, на которых были изображены Юнона и Юпитер, Геракл и Омфала.
Фотографий в архивах сохранилось не более десятка. Современным реставраторам помогли коллеги, работавшие в Монрепо почти 60 лет назад. В их домашних собраниях удалось обнаружить снимки и негативы, сделанные тогда для фиксации фрагментов фасадов усадебных зданий.
Сохранились барельефы с аллегориями живописи и поэзии, а по фотографиям приходится восстанавливать изображения, символизирующие скульптуру и музыку. Помимо фотографий пришлось использовать и аналоги начала XIX века.
Первоначально эти барельефы и горельефы были выполнены из гипса, теперь сохранившиеся подлинники будут представлены в музейной экспозиции, а на фасадах усадебного дома будут установлены скульптурные изображения, выполненные из современного синтетического материал, в состав которого, правда, гипс входит.
На фасаде главного усадебного дома со стороны двора круглые барельефы располагались между окнами первого и второго этажей в медальонах, дополнявших членение стены пилястрами тосканского ордера.
Отделка фасада и барельефы, по свидетельствам очевидцев, хорошо сохранялась до конца 1980-х годов. Утраты последовали позднее, особенно из-за пожара 1989 года, в результате которого больше всего пострадала северо-восточная часть здания. Библиотечный флигель использовался в советское время как жилой дом и был перепланирован под коммунальные квартиры. Судя по всему, горельефы с его фасада тоже исчезли примерно 30 лет назад.
Напомним, что в начале декабря 2020-го в Монрепо собран из «родных» брёвен. Библиотечный флигель усадебного дома, на башне которого вновь появятся куранты. А две недели назад комитет государственного заказа Ленобласти объявил конкурс на разработку проектов реставрации сохранившихся в парке памятника-колонны, посвящённого двум российским императорам – Павлу I и Александру I, обелиска в честь братьев Броглио, капеллы и исторического кладбища баронов Николаи, расположенных на острове Людвигштайн.
https://rodinananeve.ru/barelefy-dlya-monrepo-vozrozhdayut-po-starym-fotografiyam/
Из 11 скульптурных украшений усадебного дома в выборгском Государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике «Парк Монрепо» более-менее сохранились лишь два подлинных.
Сейчас они находятся на хранении в Выборгском замке. Имеются также копии двух барельефов, изготовленные в 60-х годах прошлого века. Остальные семь реставраторам предстоит восстановить по сохранившимся фотографиям. Эту работу предстоит осуществить летом наступившего года.
Главный усадебный дом в Монрепо украшали семь барельефов, из которых три были парными, то есть дублировали друг друга, и один – центральный – сам по себе. Выполненные в классическом античном стиле они, соответственно, представляли аллегории живописи, поэзии, скульптуры и музыки.
На библиотечном флигеле усадебного дома располагались четыре горельефа, на которых были изображены Юнона и Юпитер, Геракл и Омфала.
Фотографий в архивах сохранилось не более десятка. Современным реставраторам помогли коллеги, работавшие в Монрепо почти 60 лет назад. В их домашних собраниях удалось обнаружить снимки и негативы, сделанные тогда для фиксации фрагментов фасадов усадебных зданий.
Сохранились барельефы с аллегориями живописи и поэзии, а по фотографиям приходится восстанавливать изображения, символизирующие скульптуру и музыку. Помимо фотографий пришлось использовать и аналоги начала XIX века.
Первоначально эти барельефы и горельефы были выполнены из гипса, теперь сохранившиеся подлинники будут представлены в музейной экспозиции, а на фасадах усадебного дома будут установлены скульптурные изображения, выполненные из современного синтетического материал, в состав которого, правда, гипс входит.
На фасаде главного усадебного дома со стороны двора круглые барельефы располагались между окнами первого и второго этажей в медальонах, дополнявших членение стены пилястрами тосканского ордера.
Отделка фасада и барельефы, по свидетельствам очевидцев, хорошо сохранялась до конца 1980-х годов. Утраты последовали позднее, особенно из-за пожара 1989 года, в результате которого больше всего пострадала северо-восточная часть здания. Библиотечный флигель использовался в советское время как жилой дом и был перепланирован под коммунальные квартиры. Судя по всему, горельефы с его фасада тоже исчезли примерно 30 лет назад.
Напомним, что в начале декабря 2020-го в Монрепо собран из «родных» брёвен. Библиотечный флигель усадебного дома, на башне которого вновь появятся куранты. А две недели назад комитет государственного заказа Ленобласти объявил конкурс на разработку проектов реставрации сохранившихся в парке памятника-колонны, посвящённого двум российским императорам – Павлу I и Александру I, обелиска в честь братьев Броглио, капеллы и исторического кладбища баронов Николаи, расположенных на острове Людвигштайн.
https://rodinananeve.ru/barelefy-dlya-monrepo-vozrozhdayut-po-starym-fotografiyam/