Поиск по сайту

8 (812) 275-44-08

Даже духа Ленина здесь не осталось

20.08.2015

Чтобы переделать дворец под музей вождя мирового пролетариата, славно поработали в 37-м архитекторы Н. Лансере и Д. Васильев. В результате декоративная отделка парадных залов второго этажа была испорчена, а кое-где утрачена. Наборный паркет заменили обычным — в «елочку». Сбили лепнину, закрасили позолоту и искусственный мрамор, уничтожили камины, раздали в другие дворцы и музеи хрустальные люстры и бра. Ладно камины. Но зачем, спрашивается, нужно было заменять редкой красоты наборный паркет банальной «елочкой» или закрашивать краской жуткого серого цвета искусственный мрамор? Видимо, авторы проекта реконструкции руководствовались знаменитым лозунгом «Мир — хижинам, война — дворцам!».
Мраморный зал пострадал меньше других, ведь здесь торжественно принимали в пионеры не одно поколение тех, чье детство пришлось на советское время.
В 1992 году мэр Петербурга Анатолий Собчак передал Мраморный дворец Русскому музею.
Как вспомнил на встрече с журналистами Владимир Баженов, заместитель директора Русского музея по капитальному строительству и реставрации, сотрудникам сразу стало понятно: залы нужно срочно реставрировать.
С тех пор минула почти четверть века, отреставрированы две трети дворцовых залов. Если учесть, какими сложными в экономическом отношении были 90-е годы, сколько кризисов страна пережила в 2000-е, это очень много.
Парадные залы, над которыми потрудились мастера, производят сильное впечатление. Кажется, что и духа Ленина здесь не осталось.
Что было самым сложным для реставраторов? Прежде всего — восстановление наборного паркета. Елена Кочетова, старший научный сотрудник Русского музея, рассказывает, что, по счастью, в архиве КГИОП сохранились обмерные чертежи, сделанные в 20-х годах XIX века. Сохранились и фотографии второй половины XIX века. По ним и воссоздавался наборный паркет.
Самым сложным для реставраторов стало восстановление наборного паркета.
Я заметила, что даже коллеги с телевизионных каналов, обычно бесцеремонные, стараются обходить эти дивные узоры, ступать осторожно.
При создании паркета использовалось множество сортов ценных пород дерева. А где сейчас находят эти материалы?
Рафаэль Даянов, руководитель архитектурной мастерской, которая проводит реставрацию, рассказал «ВП» об этом:
— Знаете, когда реставрировались мозаичные вставки в Янтарной комнате в Екатерининском дворце, камни собирались по всей России. Воссоздали. А потом одно панно нашлось. Мы поставили его рядом с нашими и увидели, что наши — лучше! Работа более тонкая. Так вот и здесь, в Мраморном. Хотя найти нужную древесину сейчас целая проблема. Ведь некоторые породы дерева, которые использовались мастерами во времена Ринальди и даже Брюллова, сегодня уже не существуют. И мы стараемся изо всех сил искать такие, которые максимально напоминают предыдущие образцы.
Знаменная (Штандартная) «при Владимире Ильиче» не претерпела серьезных изменений. Но наборный паркет исчез, а искусственный мрамор был закрашен. Все это восстановлено.
То же самое произошло и в Ротонде, но там еще изменили планировку, поставив перегородку. Кроме того, были уничтожены камины, стоявшие в нишах (сейчас они на месте — вернее, их копии).
К счастью, сохранились колонны из сердобольского мрамора. Мастера отреставрировали капители колонн, расписали их под бронзу.
Без рук и мозгов ничего не получится
Елена Кочетова рассказывает, что в середине XIX века дворцовые залы были частично переделаны архитектором Александром Брюлловым. Ринальдиевскую отделку сохранил только Мраморный зал. Хотя он тоже был частично переделан Брюлловым, став двухсветным.
Переделывали залы по желанию великого князя Константина Николаевича — к его свадьбе.
При сегодняшней реставрации залы восстанавливаются именно на брюлловское время. Потому что те элементы исторической отделки, которые сохранились, именно брюлловские.
Лепнина, паркет, другие элементы отделки восстанавливаются по фотографиям, акварелям, чертежам.
Когда мы спросили Рафаэля Даянова об использовании компьютерных технологий при воссоздании декора, он подчеркнул, что главное все же человече¬ский фактор:
— Думать, что сейчас можно просто засунуть фотографию в компьютер и он сам все сделает, не стоит. Это легенда, в которую почему-то верят многие ваши коллеги. Каждый элемент все равно первоначально рисуется от руки, а потом уже загружается в компьютер. Без рук и мозгов ничего не получится. Компьютер — только инструмент.

Статья полностью: http://vppress.ru/stories/Dazhe-dukha-Lenina-zdes-ne-ostalos-31725

Вернуться к списку материалов прессы


Форма обратной связи

Введите слово на картинке CAPTCHA
Связаться снами
Телефон:

8(812)275-44-08, 8(812)272-97-54
E-mail: lc-91@yandex.ru
Правообладателем материалов, размещенных на сайте, является ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91». Copyright ©