Русский в Мраморном. Реставрация против оптимизации
17.08.2015
В Мраморном дворце Русского музея завершена реставрация одного из главных парадных залов – Приемной, или Ротонды. Но праздник получился грустный – не все удалось сделать так, как хотелось бы при работе с памятником архитектуры такого качества.
Сначала – о приятном. Парадными залами Мраморного дворца принято называть анфиладу, выходящую на Дворцовую набережную, с востока на запад – Мраморный зал, Орловский зал, Ротонда, Гостиная, Знаменная, а также Царскую комнату. Первоначальные интерьеры дворца, созданные в XVIII веке по проекту Антонио Ринальди, были в середине XIX века переделаны Александром Брюлловым для нового владельца дворца – великого князя Константина Николаевича. В советское время, когда дворец занимал музей Ленина, многие интерьеры были утрачены.
Реставрационные работы ведутся последние 20 лет, музей принял разумное решение воссоздавать интерьеры «на Брюллова». Постепенно был возвращен исторический облик Мраморному и Белому залам, Царской комнате, Зимнему саду. Открыты для посетителей покои поэта К. Р., созданные на рубеже XIX и XХ веков.
Однако без реставрации всей парадной анфилады невозможно говорить о воссоздании облика Мраморного дворца, каким он был в свои лучшие годы.
Проектом, справедливее говорить – проектами, реставрации многие годы занимается архитектурное бюро «Литейная часть 91». Работы ведет реставрационная фирма «Пассим». На наш вопрос, что самое сложное в работе над парадной анфиладой, руководитель бюро архитектор Рафаил Даянов ответил: «Лепнина». Иконографического материала достаточно – акварели, обмеры, фотографии. Но только вручную можно нарисовать рабочий чертеж для реставраторов – не помогут никакие компьютерные программы.
Гостиная и Знаменная были открыты для публики в начале летнего сезона. В Гостиной восстановлены лепка и позолота, раскрыт дверной проем в южной стене, в нем установлена наборная дверь. На южной стене обнаружен и музеефицирован фрагмент росписи, он относится к началу XIX века, когда над интерьерами дворца работал Андрей Воронихин. В Знаменной расчищен от покраски искусственный мрамор на стенах и лепной декоративный свод, отреставрированы двери. В этих двух залах размещена часть коллекции, подаренной Русскому музею братьями Яковом и Иосифом Ржевскими.
Статья полностью: http://spbvedomosti.ru/news/gorod/russkiy_v_nbsp_mramornom_/
Сначала – о приятном. Парадными залами Мраморного дворца принято называть анфиладу, выходящую на Дворцовую набережную, с востока на запад – Мраморный зал, Орловский зал, Ротонда, Гостиная, Знаменная, а также Царскую комнату. Первоначальные интерьеры дворца, созданные в XVIII веке по проекту Антонио Ринальди, были в середине XIX века переделаны Александром Брюлловым для нового владельца дворца – великого князя Константина Николаевича. В советское время, когда дворец занимал музей Ленина, многие интерьеры были утрачены.
Реставрационные работы ведутся последние 20 лет, музей принял разумное решение воссоздавать интерьеры «на Брюллова». Постепенно был возвращен исторический облик Мраморному и Белому залам, Царской комнате, Зимнему саду. Открыты для посетителей покои поэта К. Р., созданные на рубеже XIX и XХ веков.
Однако без реставрации всей парадной анфилады невозможно говорить о воссоздании облика Мраморного дворца, каким он был в свои лучшие годы.
Проектом, справедливее говорить – проектами, реставрации многие годы занимается архитектурное бюро «Литейная часть 91». Работы ведет реставрационная фирма «Пассим». На наш вопрос, что самое сложное в работе над парадной анфиладой, руководитель бюро архитектор Рафаил Даянов ответил: «Лепнина». Иконографического материала достаточно – акварели, обмеры, фотографии. Но только вручную можно нарисовать рабочий чертеж для реставраторов – не помогут никакие компьютерные программы.
Гостиная и Знаменная были открыты для публики в начале летнего сезона. В Гостиной восстановлены лепка и позолота, раскрыт дверной проем в южной стене, в нем установлена наборная дверь. На южной стене обнаружен и музеефицирован фрагмент росписи, он относится к началу XIX века, когда над интерьерами дворца работал Андрей Воронихин. В Знаменной расчищен от покраски искусственный мрамор на стенах и лепной декоративный свод, отреставрированы двери. В этих двух залах размещена часть коллекции, подаренной Русскому музею братьями Яковом и Иосифом Ржевскими.
Статья полностью: http://spbvedomosti.ru/news/gorod/russkiy_v_nbsp_mramornom_/