Выборг. Реставрация от первого лица
Очередная тема нашего информационного проекта - объекты федеральной собственности, визитные карточки нашего города - Выборгский замок и парк Монрепо. Реставрация части объектов замкового комплекса и парка Монрепо идёт с участием Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Предусмотрено также федеральное, областное и местное софинансирование. Процедуры по выбору проектантов, затем подрядчиков отличаются от предписанных 44-м ФЗ, их проводит МБРР без учёта действующих российских регламентов.
Замок: работа над проектом - в стадии завершения
Открывая очередную встречу, лидер общественного движения “Я люблю Выборг” Елена СОКОЛОВА рассказала о недавней встрече журналистов Северо-Запада, на которой обсуждался вопрос взаимоотношений СМИ и власти.
- Наш информационный проект “Реставрация от первого лица” направлен на то, чтобы всесторонне освещать события, связанные с реставрацией, что-бы донести эту информацию до каждого нашего читателя, каждого жителя Выборга, - отметила Елена Соколова. - Подборку публикаций по итогам десяти встреч, прошедших по инициативе нашего движения, оформленных в буклет, мы передали губернатору Александру ДРОЗДЕНКО.
Проект реставрации
Проектные работы на знаковом для Выборга, Ленобласти и страны в целом объекте выполняются архитектурным бюро “Литейная часть 91”: для входной зоны с домом наместника и трёх корпусов Цейхгауза. Логичнее было бы, подчёркивают специалисты, чтобы был генподрядчик, который бы проектировал реставрацию всего объекта целиком и смог бы применить комплексный подход ко всему ансамблю. Как и при работе на любом объекте, был проделан стандартный перечень базовых исследований: историко-архивные библиографические справки, архитектурные обмеры, фотофиксация существующего состояния, инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические изыскания, техническое обследование элементов конструкции здания, микология (изучение процессов гниения деревянных конструкций), археологические и реставрационные исследования. Каждой части проекта посвящается стандартный набор исследований, уточняют специалисты.
- Работа с таким объектом, как средневековый замок, для нас в какой-то мере нова, - говорит директор архитектурного бюро “Литейная часть 91” Рафаэль ДАЯНОВ. - Мы обратились к специалисту ИИМК РАН Александру Ивановичу Саксе, который очень хорошо зна-ет этот объект, много лет занимается Выборгом и Выборгским замком. По каждому вопросу мы с ним консультировались.
Прежде чем приступить к работе, специалисты изучили все выполнявшиеся до них проекты реставрации. Основная проблема, считают реставраторы, – отсутствие на Замковом острове канализации; серьёзного обновления также требуют другие системы жизнеобеспечения. Для знакомства с опытом решения подобных проблем специалисты отправились в замок Савонлинна в соседней Финляндии, который тоже используется как открытая театральная площадка, и где проводятся массовые мероприятия. Там все коммуникации переброшены на “материк”.
Входная зона связана с обслуживанием экскурсионных групп, продажей билетов, охраной объекта. Особое внимание уделяется доступности для маломобильных групп населения. Кстати, во время проведения работ вход на остров будет открыт. Специалисты отмечают, что работы, запланированные в арке комендантского дома, могут выполняться, не мешая доступу туристов. Максимум времени, на который, возможно, придётся закрыть ворота, – один рабочий день, уверяют они.
На Замковом острове наблюдаются типичные для всех замков процессы - сползание, вымывание раствора. Отправляясь в Савонлинну, наши реставраторы думали, что там всё иначе – ничего подобного! Единственной особенностью скандинавского замка, рассказывает Рафаэль Даянов, является то, что черновыми реставрационными работами там занимаются заключённые местных тюрем – так они искупают перед обществом свою вину.
Каким целям будут служить объекты
Предполагается, что в доме наместника будут собираться экскурсионные группы, в цокольном уровне разместится музейный магазин. Разумеется, здесь будет отопление, водопровод и другая необходимая инфраструктура, включая Wi-Fi. Часть помещений приспособят под технические нужды, например, вентиляционное оборудование, а также под рабочие кабинеты и комнаты отдыха для экскурсоводов.
Полосатую будку “на семи ветрах” пока решено сохранить, поясняют проектировщики. Исторически военные и в финское, и в советское время имели при входе похожее строение - поддерживают краеведы.
В корпусах Цейхгауза разместятся буфет с обеденным залом, кафе, служебные и технические помещения, выставочные пространства для постоянных и временных экспозиций, зоны приёма посетителей, гардероб, туалеты. Планируется переезд Музея подводной археологии во второй корпус .
- Внутреннее пространство помещений не является предметом охраны. Но мы для себя решили, что сохраним деревянные балки, открытые в интерьере в современном состоянии. По нагрузкам, требованиям надзорных органов, конечно, музей не может так работать, поэтому сверху будут бетонные перекрытия – посвящает в детали главный архитектор проекта Елена СКРЫЛЁВА.
Большого внимания требует система водоотведения. Поэтому, пока не будут отреставрированы крепостные валы, в целях заботы о безопасности людей не рекомендуется проведение массовых праздников.
Примечание: проектировщиком по крепостному валу у Дома наместника являются Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ). Сроки исполнения были до 30 октября, но работа, по данным помощника главы администрации Выборгского района Инны КЛИМОВОЙ, с опережением уже сдана в Минис-терство культуры. После прохождения экспертизы мы познакомим наших читателей с деталями этой работы.
Проблемные зоны
Если внимательно рассмотреть дом наместника, можно разглядеть, что по всем фасадам проходит трещина. Проект реставрации предполагает выполнение так называемых затяжек - в чердачном перекрытии будет натянута струна, которая “соберёт” строение. Это мировая практика, поясняет Даянов.
В ходе изучения материалов финских коллег, проводящих мониторинг Финского залива, подтвердилось, что гладь Балтийского моря понижается на 20 сантиметров каждые 100 лет. Возникает угроза сохранности так называемых лежней, на которые опирается дом наместника. Пока они находятся в воде, древесина “каменная”, как только вода уходит, она превращается в труху. Решено в этой части фундамента, нагнетая известковый раствор, сделать глиняный “замок”, который сохранит необходимый уровень влажности.
Парк Монрепо
Почему так долго шла работа над проектом?
Рафаэль Даянов признаётся, что “Литейная часть” с особым интересом взялась за Монрепо. Это единственный скальный парк на территории бывшего Советского Союза. Порядка 35 гектаров, как известно, занимает историческое ядро, вся территория - 161,4 гектара.
- Когда мы выиграли тендер, нам было предложено отреставрировать четыре объекта: дом наместника, главный усадебный дом, библиотечный флигель и оранжерею, - рассказывает главный архитектор проекта Елена СКРЫЛЁВА. – Мы поняли, что парк не сможет функционировать в рамках разработанной коллегами из Монрепо программы круглогодично. Необходимо воссоздавать всю инфраструктуру – провести тепло, воду, канализацию. Почему так долго идёт проект? Потому что нам пришлось уговаривать представителей Международного банка, что это необходимо сделать. В конечном итоге они дали добро, и работа над проектом двинулась дальше именно в том необходимом варианте.
Проектировщики добились того, чтобы был одобрен вариант реставрации парка с ориентиром на круглогодичный режим работы, с возможностью организации событий, лекций, функционирования в полной мере оранжереи с субтропическими растениями и многого другого.
Особенности работы над проектом
Даянов считает очень важной для горожан работу именно над буферной зоной всей территории парка, где жители окрестностей, да и все горожане, смогут совершать прогулки, в том числе велосипедные. Внимание уделяется не только исторической части, где можно окунуться в историю семьи Николаи, но и прилегающей территории. На слайде в презентации, подготовленной для губернатора Александра Дрозденко около двух месяцев назад, современная топосъёмка совмещена с картой местности вековой давности, на которой отмечены все имевшиеся строения. В сравнении с иконографическими материалами 30-х годов прошлого века, отчётливо заметна разница с нынешним плачевным состоянием объектов парка.
На каждый из объектов выполнен полный комплект чертежей. Проектная документация целиком - это 500 (!) томов. Учтены все аспекты: не только реабилитация больных деревьев, но и воссоздание поголовья водных обитателей. В частности, важным условием заказчика было зарыбление акватории бухты Защитная 74-мя тысячами мальков атлантического лосося.
Особенно много усилий заняли экологические аспекты проекта, признаётся Рафаэль Даянов. Пристальному вниманию согласующих инстанций подверглась береговая линия, дорожно-тропиночная сеть и многое другое. Экологическую экспертизу пришлось проходить дважды, а по количеству согласований (поскольку проект захватывает и воду, и воздух, и недра) разработчики сбились со счёта. Весь комплекс работ включает в себя не только с возвращением, например, валунов на историческое место, но и воссоздание мха на них, растущих рядом деревьев и, условно говоря, птиц, поющих на их ветвях.
Происходившие до сей поры процессы разрушения в усадебных постройках эксперты связывают с отсутствием отопления. Однако современные технологии позволяют, например, демонтировать наслоения обоев, вернуть на место слой, скажем, 19-го века, а остальные – экспонировать. Будет сохранено всё, что можно сохранить, уверяют специалисты. Последующий процесс сбережения всего отреставрированного Рафаэль Даянов образно сравнил с ежеутреней чисткой зубов, ибо, по мнению реставраторов, консервация – это постоянный уход.
Ещё раз - о планах
Помимо отреставрированных имеющихся и воссоздания утраченных построек, на территории появятся и новые - технического назначения. Проектировщики изучили различные варианты и остановились на стилистически выдержанных в финских традициях, которые гармонично впишутся в окружающую среду.
В ходе работы проектировщики тесно сотрудничали со специалистами музея. Учитывались и разработанные туристические программы. Мощным дополнением к уже имеющимся проектам и маршрутам, вновь возвращаясь к обустройству буферной зоны, Рафаэль Даянов назвал развитие спортивно-прогулочного сектора для местных жителей.
- Всё это надо организовать так, чтобы в любое время года было интересно, - обобщил он. Эти территории призваны компенсировать ограниченную доступность центральных объектов, пока в течение двух лет будет идти реставрация.
Заболоченную бухту Защитная планируется очистить от ила и накопившегося за долгие годы мусора. Заглубиться предполагается на полтора метра; этого будет достаточно, чтобы обеспечить в перспективе маломерное судоходство в близлежащей акватории.
Объект повышенного внимания посетителей – источник “Нарцисс” - планируется воссоздать, в том числе и в части его целебности. В настоящее время качество воды опасно для здоровья людей, поскольку в ходе разрастания посёлка вокруг парка были нарушены водоносные жилы, и к родниковым стали примешиваться грунтовые воды. Верховодные слои будут осечены, а источник – почищен, обещают специалисты.
Подумали разработчики и о так называемых видовых точках парка. С образцами подобной организации ландшафтов можно познакомиться в восстанавливающихся в Европе парках 18-го века. В комплексе с этими точками на гармоничный облик работают и малые архитектурные формы - мостики, скамейки, павильоны. Однако эти наработки в проект реставрации не вошли. Заказчик - МБРР - предложил освоить основной объём первоначальной заявки. А утверждённые эскизные проекты павильонов и всего остального пока будут дожидаться лучших времён.
Все проектные решения подразумевают доступность для маломобильных групп населения. Это очень важный элемент, сложно осуществимый, но необходимый, подчёркивают создатели. В финале работы специалисты подготовили всю тендерную документацию. Теперь остаётся дождаться выбора генподрядчика и начала самих реставрационных работ, в продолжение которых “Литейная часть” будет осуществлять авторский надзор. Прогнозные сроки начала – первый квартал следующего года.
Завершая тему обсуждения проекта реставрации парка Монрепо, главный архитектор Выборгского района Олег ЛИХОВИДОВ отметил:
- Реставрацию парка нельзя рассматривать как отдельно взятый объект - усадьбу Николаи. Идёт комплексное восстановление прилегающей территории, инженерной инфраструктуры. Проделана большая работа, чтобы организовать парковочные места. В конечном итоге парк Монрепо превратится не только в научный центр и место отдыха для туристов, но и в место спортивного досуга для горожан.
Городская окраина, коей является микрорайон Петровский и его часть с парком Монрепо, в рамках областного и местного софинансирования получает решение серьёзных проблем: здесь строится канализационный коллектор, благоустраиваются прилегающие территории. Выигрывает не только сам парк, но и его соседи – жители всего микрорайона Петровский.