Поиск по сайту

8 (812) 275-44-08
Залманзон А.М. Старейшее здание Матисова острова

Залманзон А.М. Старейшее здание Матисова острова

12.10.2015

С виду непримечательное здание, входящее в состав выявленного объекта культурного наследия «Комплекс построек Адмиралтейского судостроительного завода» по адресу: наб. реки Фонтанки, 203 лит. ЭП , имеет долгую историю.

Оно является одним из старейших каменных построек Матисова острова. Первоначальный дом возведен в середине – второй половине XVIII века. К 1786 году здание уже существовало.

Впервые каменное строение зафиксировано на плане топографической съемки Матисова острова, выполненной 2 октября 1786 г. Здание располагалось на участке купца Конона Гутуева. распологавшемся в том месте, где позднее было начато строительство Сального буяна и канала.

В связи с урегулированием острова и его «подъемом» (осушением береговой части), участок Гутуева выкуплен в казну. А после прокладки основных улиц уступлен по «данной» купцу Михаилу Трозину. У него в 1803 году землю приобрел город для прокладки Сальнобуянного канала и строительства Сального буяна.

К 1806 году все городские работы были закончены, и оставшийся от строительства участок земли вернулся в частное владение. В 1811 году казенная земля Матисова острова «со старым каменным строением», оставшаяся от строительства Сального буяна, была отдана за выкупную сумму Карлу Берду. Об этом сохранились свидетельства в архивных документах: «Оставшееся от построения сальных и паташных анбаров на Матисовском острове место с старым каменным домом к оному принадлежащим, показанное на плане под № 2 назначая отдать в вечное и потомственное владение Обер Гиттерфервальтеру 8 го класса Берду, по сделанной тому дому и месту оценке за 56 827 рубли и при том взять в казну уступаемый им состоящий в недальнем от означенных анбаров расстоянии принадлежащий ему Берду дом, оцененный в 5000 рублей» (1)…

Приобретенный участок с домом по набережной Невы на Матисовом острове, соседний с Сальным буяном, имел № 260, о чем свидетельствует отметка на купчей, сделанная при копировании.

Сохранилась копия «данной» на участок с описанием его границ: «По указу его Императорского Величества и по определению Санкт-Петербургской Гражданской палаты дана сия данная Обер Гиттенфервалтеру 8 класса Карлу Николаеву сыну Берду на владение местом с каменным строением, оставшимся от построения сальных и поташных анбаров на Матисовом острове находящимся, которое вследствие Высочайшего Его Императорского Величества рескрипта в 30 день апреля Господину Министру Финансов данного, отдано ему Берду в вечное и потомственное владение по сделанной оценке за 56 872 рубли, и оное как значимое на плане под № 2 состоит; а под тем домом с местом мерою земли по реке Пряжки острым углом поперешника по набережной Большой Невы реки 37 сажень длинника по правой стороне до перелома по двору его же Берда 65 ½ сажень, от перелома до упомянутого поперешника 39 ½ сажень по левой 99 сажень квадратных 2488 сажень». (1) Из описания участка видно, что Берду досталась земля Матисова острова с каменным домом, примыкающая к Сальнобуянскому каналу. Участок приближенной к треугольной формы, острым углом выходящий на Пряжку, а основанием треугольника – на набережную Невы. На участке, оставшемся ненужным городу после строительства Сального буяна, располагался, согласно историческим документам, «старый дом». Указание на то, что дом «старый», проясняет, что дом существовал здесь к началу городских работ и выкупа участка у Трозина, то есть, к 1803 году. Это дает основание определить упоминаемый «старый дом», как каменную постройку, известную по плану 1786 г. Таким образом, первоначальная каменная постройка была возведена к 1786 году, в середине или второй половине XVIII века, скорее всего первым известным по документам владельцем участка – Кононом Гутуевым.

Согласно «Книге адресов С.-Петербурга на 1837 г» обер-бергмейстер 7 класа Карл Берд проживал в двух домах на Матисовом острове по наб. Невы № 256 и № 260. (2) Изображение дома Берда – крайнего по набережной Невы на Матисовом острове, рядом с Сальнобуянским мостом, представлено на гравюре 1826 года. (3) Дом двухэтажный на высоком цокольном этаже, на 11 осей, со скромным фасадом, обращенным к Неве. По центральной оси расположен арочный воротный проезд. Над проездом в уровне второго этажа - крытый балкон с козырьком и металлическим ограждением. Окна первого этажа оформлены замковыми камнями. Этажи разделены тягой. Здание перекрыто четырехскатной вальмовой крышей.

Первое свидетельство о планируемых строительных работах в доме № 260 на Матисовом острове относится к 1846 году. (4) 2 мая 1846 г. Правление 1 округа Путей сообщения получило поручение от Главного управления Путей Сообщения и публичных зданий: «Препровождая при сем отношение ко мне С.-Петербургского Военного Генерал-губернатора № 7054 с следующими к нему приложениями, о дозволении дворянину Берду надстроить 3 этажом на каменном доме его в 4 Адмиралтейской части состоящим, - предписываю Правлению рассмотреть оное и о заключении своем, с возвращением посылаемых бумаг, мне донести». (4)

13 мая 1846 года Общее присутствие 1-го округа путей сообщения «рассмотрев просьбу и план двора дворянина Франца Берда, 4 Адмиралтейской части в 3 квартале под № 260/20 состоящего по журналу состоявшемуся мая 1846 года положило: надстройку каменного этажа над существующим каменным 2-х этажным доме под лит. А по одобренным фасадам, планам и размерам дозволить, с тем, чтобы присмотр за правильным и прочным производством работ, был возложен на Архитектора, имеющего свидетельство на право заниматься постройками, которое до приступа к работам должно быть заявлено полиции, чтобы перемычки над окнами и дверьми были каменные, печи были устроены по образцовому чертежу с прямыми круглыми трубами, крыша была железная, лестница и отхожие места были каменные и чтобы к оштукатурке стен, которые не должны быть тоньше 2,5 кирпичей, было приступлено на другой год по окончании постройки». (4)

Трехэтажная надстройка была произведена над восточной, дворовой частью дома (в настоящее время здание в этой части трехэтажное). В 1850 г. Франц Берд вновь просил о перестройках в доме. (5) 5 июля 1850 г. Главное управление путей сообщения Правлению 1-го округа в отношении к Правлению 1-го округа Путей сообщения писало: «Препровождая при сем отношение СПб Военного Генерал-губернатора № 9751, с следующими к нему приложениями, о дозволении дворянину Берду произвести постройки во дворе его, в 4 Адмиралтейской части состоящем, предлагаю Окружному правлению рассмотреть оное и о заключении своем, с возвращением посылаемых бумаг мне донести». (5)

Рассмотрев проект, Правление выдало Архитектору Гребенке предписание: «Чертежная 10 го июля 1850 г. Архитектору Гребенке. Правление 1 го округа ПС препровождая при сем Вашему Благородию планы к строениям во дворе дворянина Берда на 6 листах в 4 Адмиралтейской части состоящем, по которым он желает надстроить мезонин на существующем каменном доме, переделать фасад дома и вместе с ним увеличить деревянную оранжерею, предписывает Вам удостовериться на месте могут ли фундаменты и стены существующего каменного дома выдержать предполагаемую надстройку мезонина и если могут, то Правление предлагает Вам повторить план строениям с натуры и переделать фасад дома, согласно Высочайше утвержденным образцовым чертежам, присовокупляя при сем, что деревянная оранжерея при каменном доме, согласно существующим правилам для городских построек, должна быть заменена на каменную. По поверке плана с натурою и по переделке фасада и смете представить таковые в Правление в самом непродолжительном времени». (5)

15 июля 1850 г. Правление 1-го округа Путей сообщения выдало заключение: «Чертежная соображает с существующими правилами для городских построек и находя что двор владельца находится в той части города, где все науличные фасады подлежат Высочайшему утверждению, а потому и полагает фасад предполагаемого к надстройке и пристройкою представить на благоусмотрение Общего Присутствия Правления и в случае утверждения представить его Сиятельству, присовокупив, что если фасад этот удостоится одобрения Его Сиятельства, в таком случае по существующим правилам он подлежит Высочайшему утверждению. … Общим присутствием правления 1 го округа фасад сей рассмотрен, по журналу, состоявшемуся 15 июля 1850 г. и найден как в части, так и в общем виде удовлетворительным». (5)

Из архивных документов следует, что в июне – начале июле 1850 г. Франц Берд представил на утверждение проект надстройки мезонина над своим 2-х этажным домом и переделки его фасада. Так как дом выходил лицевым фасадом на набережную Невы, согласно Строительному уставу, проект должен был соответствовать «высочайше апробованным образцовым фасадам» и получить Высочайшее утверждение. Соотнесение проекта с образцовыми фасадами и его корректировка была поручена архитектору Гребенке. Автор первоначального проекта не известен. В литературе утвердилось мнение, что им был К.И. Реймерс (6) (1815 -1886). Возможно, это убеждение основано на том, что в документах о строительстве по заказу Ф.К. Берда на Матисовом острове архитектор часто упоминается как исполнитель проектов. Реймерс много работал по заказам Ф.К. Берда и является наиболее вероятным автором перестроек по проектам 1846 и 1850 годов.

Проект был Высочайше утвержден 21 августа 1850 г. Было получено разрешение на работы, за исключением строительства деревянной оранжереи, которую было предписано выстроить в камне: «Во исполнение предписания Вашего Сиятельства 27 августа прошлого года Правление 1 округа сняв копию с Высочайше утвержденного фасада на надстройку мезонина на доме дворянина Берда в 4 ой Адмиралтейской части состоящем, на установленном для обывательских построек бланке, полагает надстройку мезонина на каменном доме, означенном в плане под лит. Х по Высочайше утвержденному в 21 день августа 1850 года фасаду и пристройку к сему дому каменной оранжереи под лит. Н дозволить» (5) … Материалы проекта в архивах не обнаружены. Также не обнаружено никаких изображений здания, относящихся к периоду сразу после перестройки. Сведения об архитектуре дома Ф.К. Берда на Матисовом острове могут быть получены из письменных источников и из чертежей проекта следующей перестройки в 1887 году.

В 1853 году при составлении описания заводских строений, предлагаемых к продаже Морскому министерству Францом Бердом, упомянут «Каменный двухэтажный жилой дом с мезонином, занимаемый самим заводчиком, с оранжереею, садом, каменным флигелем для помещения конюшен, сараев и частию квартир для служителей (с деревянными пристройками). При сем доме водопровод и газовое освещение». (7) В описании интерьеров дома 1870-х – 1880-х годов фигурируют «коренные кирпичные своды площадью 10 кв. саж., и под ними 6 чугунных колонн». На 22-х окнах были железные решетки, мозаичные полы - «нижние», то есть, в вестибюле.

В 1887 году архитектором А. Рейнбольдтом составлен проект расширения мансардного этажа. Листы проекта дают представление о реализации проекта 1850 года и о сложившейся к моменту перестройки 1887 г. архитектуре дома. (8)

Дом переменной этажности - двухэтажный с мезонином в лицевой части с трехэтажной надстройкой со стороны двора. Лицевой фасад на 14 осей, визуально разделен на 2 неравные части: на 11 и 3 оси. Вероятно, такое разделение зафиксировало первоначальный дом (на 11 осей) и позднейшую пристройку. Пристройка могла быть сделана в период между 1811 годом (начало владения Берда) и 1850 годом (основная перестройка).

Центральная ось основной части дома (на 11 осей) выделена трехгранным эркером на втором этаже. Акцент фасада - нарядно оформленный мезонин на 5 окон с арочными полукруглыми перемычками. Фасадная плоскость мезонина оформлена ордерными пилястрами по краям и в промежутках между окнами. Мотив ордерной пилястры повторяется в обрамлении окон: по бокам их украшают миниатюрные полупилястры. Под окнами и под основаниями пилястр проходит пояс с филенками. Над уровнем пилястр помещен фриз с триглифами и карниз. Именно декоративное оформление мезонина, подчеркнутое контрастом с остальной, скромно оформленной поверхностью фасада, определяет стилистическое своеобразие здания в духе необарокко. Остальная часть фасада в уровне 1-го и 2-го этажей гладко оштукатурена. Фасад завершается профилированным карнизом. Окна 1-го и 2-го этажей с профилированными наличниками. Входной проем справа от центральной оси оформлен металлическим козырьком, опирающимся на столбы.

Основной объем и мезонин перекрыты скатными крышами. К основному объему примыкали двухэтажные пристройки: лицевая пристройка на три оси с севера, под один карниз с фасадом основного объема; и пристройка к заднему дворовому фасаду. Лицевой фасад основной части объединен с фасадом северной пристройки (на 3 оси) общим оформлением, однако на фасаде обозначен легкий уступ, создающий вертикальную линию в месте примыкания пристройки и намечающий здесь угловые части цоколя и карниза. Этим приемом визуально разделялось первоначальное здание и пристройка. В результате примыкания фасада пристройки, центральная ось основной части, акцентированная эркером и мезонином, оказалась сдвинута вправо, создавая легкую изящную асимметрию.

Квартиры занимали помещения основного объема и пристроек. В первом этаже помещались 2 квартиры. Второй этаж занимала одна «барская» квартира. Квартира владельца завода с рядом сообщающихся помещений вдоль лицевого фасада и анфиладой вдоль дворового фасадов. В квартире были также помещения для прислуги, в которые попадали с черной лестницы. В центре квартиры располагался зал, сообщающийся 4-мя проемами с помещением в пристройке. Вероятно, там, в пристройке к дворовому фасаду помещался зимний сад. Центральный зал сообщался с другим парадным залом с эркером. Помещение с эркером широким проемом объединялось с соседней угловой комнатой. В 1887 году по проекту А. Рейнбольдта помещения мезонина увеличены примыкающей к нему с севера пристройкой, надстраиваемойнад частью второго этажа лицевой части здания.Надстраиваемая часть на 4 оси подведена под общий карниз с существующим мезонином. Она оформлена в точности так же, как существующий мезонин и перекрыта собственной 3-х скатной вальмовой крышей. Конфигурация крыши зрительно поддерживает заданную в перестраиваемом здании асимметрию.

Данных о последующих перестройках не обнаружено. До настоящего времени здание сохраняется в габаритах капитальных стен. В интерьерах произведены перепланировки: установлены перегородки, заложены некоторые проемы, в капитальных стенах устроены новые проемы. Исторические печи разобраны. Лицевой фасад здания перестроен. Перестройка, по-видимому, произведена в советское время, так как никаких данных о ней в фонде Городской Управы не имеется. Стилистические приемы нового оформления фасада демонстрируют попытку придать необарочному фасаду классицистическое звучание, что также характерно для советских ремонтов исторических зданий 1930-х годов. Высокое качество штукатурных работ также позволяет отнести ремонт фасада к раннему советскому периоду.

Композиция и оформление главного фасада полностью изменилось. При перестройке все пространство мезонина, вместе с поздней надстройкой, объединены под общей крышей, сложная конфигурация ассиметричной вальмовой крыши и треугольный фронтон уничтожены. Композиция и оформление главного фасада полностью изменилось. Утрачен богатый декор мезонина, определявший в историческом фасаде его стилистику. В целом впечатление от фасада после последнего ремонта получилось эклектичным. Использованные классицистические элементы декора вступают в противоречие с масштабными соотношениями и композиционными приемами фасада, лишенного архитектурной логики. Стилистические наблюдения подтверждают датировку последней реконструкции фасада советским временем: детали классицизма здесь использованы формально, качество архитектуры низкое.

В интерьерах здания до настоящего времени сохраняются элементы оформления, относящиеся, судя по стилю, к перестройке 1850 года. Детали в стиле необарокко находятся в бывших парадных помещениях. В вестибюле сохранился мозаичный пол.В помещении 1-го этажа 2-х этажной пристройки (со стороны двора) сохраняются крестовые своды, опирающиеся на чугунные столбы с капителями. Сохранилось оформление парадной лестницы. В оформлении стен лестничной клетки использованы оригинальные лепные круглые медальоны, оформленные мордочками такс.

В результате проведенных историко-библиографических исследований установлена датировка первоначального здания – середина – вторая половина XVIII века; прослежена и документально подтверждена владельческая история здания, установлены все владельцы дома (Конон Гутуев сер. – вторая пол. XVIII в., Михаил Трозин – конец XVIII – начало XIX века, Чарльз Берд -с 1811 года, Франц Берд с 1843 по 1864 годы, Джорд Берд с 1864 по 1881 годы, Французское акционерное Общество франко-русских заводов с 1881 по 1917. Позднее дом входил в состав производственных комплексов - Государственного медеобрабатывающего завода им. Ворошилова, объединения Адмиралтейские верфи.

Проведенное исследование позволяет восстановить в общих чертах строительную историю здания, выделить строительные периоды. На основании иконографических материалов реконструируется исторический облик постройки. Этапы владельческой и строительной истории здания выглядят так:



1. Конон Гутуев: середина – вторая половина XVIII века (к 1786 г.) Строительство каменного двухэтажного на высоком подклете здания.
2. Чарльз Берд или Франц Берд, между 1811 и 1850 гг. – пристройка на 3 оси к северной торцовой части здания. (предположительно)
3. Франц Берд: 1846 г. – надстройка третьего этажа с восточной стороны (со стороны двора). Предположительно архитектор Реймерс.
4. Франц Берд: 1850 г. – надстройка мезонина, пристройка 2-х этажной оранжереи с восточной стороны, устройство эркера, подведение под один карниз и объединение общим оформлением лицевых фасадов северной пристройки и основного объема, оформление интерьеров. Архитектор Реймерс (предположительно).
5. Французское акционерное Общество франко-русских заводов. (Societe anonyme des usines franko-ruses): 1887 г. – расширение мезонина. Архитектор А. Рейнбольдт.
6. Государственный медеобрабатывающий завод им. Ворошилова: 1930-е гг. - реконструкция лицевого фасада, замена крыши, перепланировка.

Примечания

1. ЦГИА Спб ф.1440 о.8 д. 1
2. Книга адресов С.-Петербурга на 1837 г. СПб, 1837, с.352, с. 1298
3. Подлинник гравюры обнаружить не удалось. Опубликовано: Берда, заводы, Три века Санкт-Петербурга, Век девятнадцатый, том II СПб, 2008. В подрисуночной подписи авторы статьи относят изображение к Гутуевскому острову. Однако изображение в правой части фрагмента Сального буяна и моста свидетельствует о том, что изображенный дом находился на Матисовом острове
4. ЦГИА СПб ф. 921 о. 2 д. 173
5. ЦГИА СПб ф. 921 о.6 д. 148
6. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века. Под общей редакцией Б.М. Кирикова. СПб, Пилигрим, 1996
7. РГА ВМФ ф. 84 о.1 д. 4697 1853 г. л. 12
8. ЦГИА СПб ф. 513 о.102 д. 3684




Вернуться к списку публикаций


Форма обратной связи

Введите слово на картинке CAPTCHA
Связаться снами
Телефон:

8(812)275-44-08, 8(812)272-97-54
E-mail: lc-91@yandex.ru
Правообладателем материалов, размещенных на сайте, является ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91». Copyright ©