Ирина Бембель. Кваренги в Экспофоруме. Капитель №1(25) 2014
23.01.2014
Перед поездкой в Шушары мне представлялось, что восстановленная церковь Кваренги наверняка должна потеряться на фоне выросшего за её «плечами» гигантского Экспофорума. В натуре оказалось, что благородное достоинство храма лишь выиграло от соседства современной архитектуры. Удивительно, как маленькое классицистическое строение, ставшее, по сути, придатком нового комплекса, смогло визуально выдержать бесчисленные квадратные метры бетона и стекла, но это факт… И дело здесь не только в красоте шедевра Кваренги: соединив множество неравнодушных людей, собрав лучших мастеров – архитекторов и строителей, новая церковь возникла как рукотворное чудо, вопреки многим обстоятельствам.
История церкви Смоленской иконы Божией Матери в Шушарах делится на два этапа. Первый продлился с 1785 по 1943 год. Построенная архитектором Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II, церковь была разрушена в ходе боёв за Пулковские высоты. Второй этап начался в 2011 году и связан со строительством Экспофорума. Фундамент кваренгиевой церкви оказался на территории стройки, что постепенно привело участников процесса к решению о воссоздании памятника. При этом сразу возникло множество вопросов. Во-первых, исторический фундамент должен был попасть в будущем под расширяемую автостраду. Во-вторых, соседство нового выставочного комплекса радикальным образом меняло положение церкви в ландшафте. Наконец, сам проект воссоздания требовал участия не просто архитектора, а высококвалифицированного реставратора и не сразу нашёл своего автора. Планка поставленной задачи последовательно повышалась…
Постепенно недоумения рассеивались: сначала было определено новое место под строительство (примерно в 50 метрах от старого). Затем путём проб и ошибок проектирование попало в опытные руки Р.М. Даянова, руководителя мастерской «Литейная часть-91». В результате долгих дебатов новая отметка церкви была поднята на 8 метров, иначе строение оказалось бы в неуместном визуальном подчинении у растущего массива Экспофорума. Проект, созданный специалистами «Литейной части», предусматривал использование исторических материалов и технологий, вплоть до выкладки кирпичного свода. Малыми отступлениями от полной «факсимильности» стали лишь железобетонная плита хора да современный кирпич, за счёт которого размер церкви имеет погрешность в сравнении с оригиналом около 30 см. (Впрочем, и Кваренги в своё время допустил отступление от собственного проекта, который был рассчитан во французских туазах, а строился в русских саженях.) И это при том, что воссоздание Смоленской церкви формально было новым строительством – ведь оно велось на новом месте и не требовало согласований с КГИОП. Более того, реставрационный по подходу проект требовал значительного увеличения сметы, и заказчик пошёл на эти расходы.
Случай исключительный. Он обусловлен волей нескольких людей: настоятеля о. Даниила (Василевского), управляющего «Благотворительным фондом воссоздания памятников христианской культуры» Дмитрия Фёдорова, управляющего службой заказчика Алексея Рылькова и, конечно, архитектора Рафаэля Даянова и его коллег. А также мастерством строителей, которым пришлось подчиниться этой железной воле и ощутить в конце концов удовольствие от результатов своего труда.А результат выглядит фантастически: только что отстроенная церковь производит впечатление подлинника. Рискну предположить, что через пять-десять лет никто и не вспомнит, что это не подлинный Кваренги… Картина может показаться излишне идиллической, но это не так.
Рафаэль Даянов: «Самым трудным было решить, как выбраться из первого, слишком низко заложенного и недостаточного по площади фундамента и подняться на нужную отметку. Здесь спасибо конструкторам ООО "Гидрокор". Второе – это с нуля пройти школу кирпичного строительства, ныне утраченную. Строители должны были научиться класть полнотелый кирпич на подвижный, эластичный известковый раствор. Кроме того, им пришлось выкладывать свод по кружалам, для изготовления которых специально пригласили бригаду из Москвы. То есть вместе с возрождением храма нам пришлось возродить ремесло, и сегодня уже есть люди, готовые пригласить наших мастеров для строительства других церквей по старым технологиям. Получившийся храм – это не только воссозданный шедевр Кваренги, это память о тех солдатах, которые сложили здесь свои головы, ведь Экспофорум, если быть честными, построен на костях, и простирающиеся перед ним поля – это бывшие поля сражений.... Теперь над этими полями возвышается церковь: нам удалось добиться, чтобы постройка вновь доминировала в ландшафте, как это было изначально. Сегодня люди, которые едут из Петербурга в направлении Пушкина, видят прежде всего храм, а потом уже ряды выставочных павильонов. Его удачное местоположение, поворот по отношению к дороге создают впечатление, что храм здесь – коренной житель, а новая среда пришла после...». Конечно, композиционной доминантой храм не стал, да и не мог стать по множеству обстоятельств. Он существует сам по себе, не вступая в диалог и не конфликтуя с новой средой. Благодаря ему коммерческая площадка приобрела новое звучание, а богатая семантика получившейся картины может многое сказать о нашем месте в потоке времён.
Авторский коллектив.
Архитекторы: ООО «Литейная часть-91». Р.М. Даянов, Е.Н. Скрылёва, П.А. Думина, Л.Г. Токарева, Т.А. Сидорова, Т.Я. Карманова
Решения по конструкции фундамента храма: ООО «Гидрокор».
С.В. Богданов, А.М. Иванов
Конструкторы, ответственные за всю кладку стен: ООО «Проектное бюро «Опора-СМ». И.А. Семёнова, А.Н. Гужавин, М.А. Михайлова, Е.А. Рулевич
Строители: СМУ-837. Прорабы А.Н. Степанов, А.М. Сабецкий
Технадзор: Л.А. Макарина, М.Г. Агапов
История церкви Смоленской иконы Божией Матери в Шушарах делится на два этапа. Первый продлился с 1785 по 1943 год. Построенная архитектором Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II, церковь была разрушена в ходе боёв за Пулковские высоты. Второй этап начался в 2011 году и связан со строительством Экспофорума. Фундамент кваренгиевой церкви оказался на территории стройки, что постепенно привело участников процесса к решению о воссоздании памятника. При этом сразу возникло множество вопросов. Во-первых, исторический фундамент должен был попасть в будущем под расширяемую автостраду. Во-вторых, соседство нового выставочного комплекса радикальным образом меняло положение церкви в ландшафте. Наконец, сам проект воссоздания требовал участия не просто архитектора, а высококвалифицированного реставратора и не сразу нашёл своего автора. Планка поставленной задачи последовательно повышалась…
Постепенно недоумения рассеивались: сначала было определено новое место под строительство (примерно в 50 метрах от старого). Затем путём проб и ошибок проектирование попало в опытные руки Р.М. Даянова, руководителя мастерской «Литейная часть-91». В результате долгих дебатов новая отметка церкви была поднята на 8 метров, иначе строение оказалось бы в неуместном визуальном подчинении у растущего массива Экспофорума. Проект, созданный специалистами «Литейной части», предусматривал использование исторических материалов и технологий, вплоть до выкладки кирпичного свода. Малыми отступлениями от полной «факсимильности» стали лишь железобетонная плита хора да современный кирпич, за счёт которого размер церкви имеет погрешность в сравнении с оригиналом около 30 см. (Впрочем, и Кваренги в своё время допустил отступление от собственного проекта, который был рассчитан во французских туазах, а строился в русских саженях.) И это при том, что воссоздание Смоленской церкви формально было новым строительством – ведь оно велось на новом месте и не требовало согласований с КГИОП. Более того, реставрационный по подходу проект требовал значительного увеличения сметы, и заказчик пошёл на эти расходы.
Случай исключительный. Он обусловлен волей нескольких людей: настоятеля о. Даниила (Василевского), управляющего «Благотворительным фондом воссоздания памятников христианской культуры» Дмитрия Фёдорова, управляющего службой заказчика Алексея Рылькова и, конечно, архитектора Рафаэля Даянова и его коллег. А также мастерством строителей, которым пришлось подчиниться этой железной воле и ощутить в конце концов удовольствие от результатов своего труда.А результат выглядит фантастически: только что отстроенная церковь производит впечатление подлинника. Рискну предположить, что через пять-десять лет никто и не вспомнит, что это не подлинный Кваренги… Картина может показаться излишне идиллической, но это не так.
Рафаэль Даянов: «Самым трудным было решить, как выбраться из первого, слишком низко заложенного и недостаточного по площади фундамента и подняться на нужную отметку. Здесь спасибо конструкторам ООО "Гидрокор". Второе – это с нуля пройти школу кирпичного строительства, ныне утраченную. Строители должны были научиться класть полнотелый кирпич на подвижный, эластичный известковый раствор. Кроме того, им пришлось выкладывать свод по кружалам, для изготовления которых специально пригласили бригаду из Москвы. То есть вместе с возрождением храма нам пришлось возродить ремесло, и сегодня уже есть люди, готовые пригласить наших мастеров для строительства других церквей по старым технологиям. Получившийся храм – это не только воссозданный шедевр Кваренги, это память о тех солдатах, которые сложили здесь свои головы, ведь Экспофорум, если быть честными, построен на костях, и простирающиеся перед ним поля – это бывшие поля сражений.... Теперь над этими полями возвышается церковь: нам удалось добиться, чтобы постройка вновь доминировала в ландшафте, как это было изначально. Сегодня люди, которые едут из Петербурга в направлении Пушкина, видят прежде всего храм, а потом уже ряды выставочных павильонов. Его удачное местоположение, поворот по отношению к дороге создают впечатление, что храм здесь – коренной житель, а новая среда пришла после...». Конечно, композиционной доминантой храм не стал, да и не мог стать по множеству обстоятельств. Он существует сам по себе, не вступая в диалог и не конфликтуя с новой средой. Благодаря ему коммерческая площадка приобрела новое звучание, а богатая семантика получившейся картины может многое сказать о нашем месте в потоке времён.
Авторский коллектив.
Архитекторы: ООО «Литейная часть-91». Р.М. Даянов, Е.Н. Скрылёва, П.А. Думина, Л.Г. Токарева, Т.А. Сидорова, Т.Я. Карманова
Решения по конструкции фундамента храма: ООО «Гидрокор».
С.В. Богданов, А.М. Иванов
Конструкторы, ответственные за всю кладку стен: ООО «Проектное бюро «Опора-СМ». И.А. Семёнова, А.Н. Гужавин, М.А. Михайлова, Е.А. Рулевич
Строители: СМУ-837. Прорабы А.Н. Степанов, А.М. Сабецкий
Технадзор: Л.А. Макарина, М.Г. Агапов