Даянов Р.М., Залманзон А.М. Воссоздание скульптурных композиций на фасадах Дома князя Лобанова-Ростовского
23.01.2009
Дом Лобанова-Ростовского построен в 1817 – 1820 гг. в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Огюста Монферрана. Здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Историко-культурное значение дома определено его важной градостроительной ролью и установившимися в отечественной культуре ассоциациями между зданием и «петербургским мифом»: связью с именем О. Монферрана, строившего дом, и с сюжетом пушкинского «Медного всадника».
В ходе реставрации фасадов, в числе прочего, было выполнено восполнение утраченного скульптурного оформления аттиков над центральными ризалитами фасадов со стороны Адмиралтейского проспекта и Исаакиевской площади.
Так как авторские чертежи О. Монферрана с изображением этих фасадов не сохранились, нельзя с достоверностью утверждать, что автором скульптурных композиций с аттиками был именно он.
В первоначальном, эскизном, варианте проекта Огюст Монферран применил другой, более традиционный для классицизма прием: центральные ризалиты предполагалось завершить треугольными фронтонами. Однако в осуществленном варианте он отказался от фронтонов в пользу горизонтальной обрезки фасадов, подчеркнувшей подчиненную, «кулисную» роль дома в ансамбле главных доминант центральных городских площадей: Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Александрийской колонны. Стилистика фасадов, а также иконографические источники позволяют с большой долей уверенности предположить наличие завершающих фасады аттиков в авторской композиции О. Монферрана.
Наличие аттиков делает завершенным центральные композиционные акценты наиболее парадных фасадов здания, обращенных к Исаакиевской площади и в сторону Адмиралтейства, что придает зданию относительную самодостаточность восприятия в отрыве от восприятия ансамблей, в которых дом играет явно подчиненную роль. Сложная, барочная форма и декоративность заполнения аттиков композиционно уравновешивают элементы фасадного декора: капители колонн и орнаментальный фриз. Исторические документы не сохранили имя скульптора - автора скульптурной композиции аттика. В конце XIX века скульптуры в аттике были заменены на декоративные элементы из штампованного листового металла, а в советское время были утрачены и они.
Отсутствие полного комплекта проектных чертежей и недостаточность иллюстративной базы не позволяли без предварительных исследований в детальной точности воссоздать аттики. Реставраторами была проделана большая исследовательская и аналитическая работа с целью реконструкции скульптурных композиций. В результате архивно-библиографических поисков выявлены источники, на основании которых стало возможным воссоздание аттиков. Это изображения дома на двух акварелях В.С. Садовникова 1840-х гг. с видами площади и строящегося Исаакиевского собора. А также фрагмент фотопанорамы Санкт-Петербурга 1861 г., хранящейся в фотоархиве Института истории материальной культуры. На одной из фотографий панорамы крупным планом представлен фасад дома Лобановых-Ростовских со стороны Адмиралтейского проспекта. На увеличенном отпечатке с подлинного негатива хорошо читается аттик со скульптурной композицией.
Сохранившиеся части аттиков обмерены и исследованы в натуре. Были выявлены и изучены аналогичные архитектурные детали в оформлении петербургских зданий, - венчающие здания скульптурные аттики. В качестве близких аналогов можно назвать скульптурные группы в оформлении выполненных по проекту архитектора К.И. Росси Михайловского дворца и здания Сената и Синода. Анализ полученных в результате исследований данных позволил реконструировать утраченные детали. Было выяснено, первоначальная скульптурная композиция представляла собой герб Российской империи – изображение Георгия Победоносца на фоне двуглавого орла, фланкированный скульптурными изображениями архангелов. Скульптурный горельеф был выполнен из гипса.
На этапе проектирования по материалам исследований были исполнены эскизные прорисовки скульптурной композиции карандашом (художник Машенькин Валерий Алексеевич), затем создан архитектурный проект, изготовлены рабочие чертежи (архитекторы Корабовская Жанна Юрьевна, Сидорова Татьяна Анатольевна)
Воссозданию скульптур в натуре предшествовало изготовление их уменьшенных моделей в пластилине: сначала в масштабе 1:20, затем в масштабе 1:5. Все этапы работ были согласованы с Комитетом государственной инспекции охраны памятников. Воссозданная в 2008 г. скульптурная группа собрана из трех фрагментов, отлитых из искусственного камня (фибробетон). Скульптурные работы выполнены скульптором Коробковым Андреем Николаевичем. Все проектные работы и исследования выполнены специалистами Архитектурного бюро «Литейная часть-91»
В ходе реставрации фасадов, в числе прочего, было выполнено восполнение утраченного скульптурного оформления аттиков над центральными ризалитами фасадов со стороны Адмиралтейского проспекта и Исаакиевской площади.
Так как авторские чертежи О. Монферрана с изображением этих фасадов не сохранились, нельзя с достоверностью утверждать, что автором скульптурных композиций с аттиками был именно он.
В первоначальном, эскизном, варианте проекта Огюст Монферран применил другой, более традиционный для классицизма прием: центральные ризалиты предполагалось завершить треугольными фронтонами. Однако в осуществленном варианте он отказался от фронтонов в пользу горизонтальной обрезки фасадов, подчеркнувшей подчиненную, «кулисную» роль дома в ансамбле главных доминант центральных городских площадей: Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Александрийской колонны. Стилистика фасадов, а также иконографические источники позволяют с большой долей уверенности предположить наличие завершающих фасады аттиков в авторской композиции О. Монферрана.
Наличие аттиков делает завершенным центральные композиционные акценты наиболее парадных фасадов здания, обращенных к Исаакиевской площади и в сторону Адмиралтейства, что придает зданию относительную самодостаточность восприятия в отрыве от восприятия ансамблей, в которых дом играет явно подчиненную роль. Сложная, барочная форма и декоративность заполнения аттиков композиционно уравновешивают элементы фасадного декора: капители колонн и орнаментальный фриз. Исторические документы не сохранили имя скульптора - автора скульптурной композиции аттика. В конце XIX века скульптуры в аттике были заменены на декоративные элементы из штампованного листового металла, а в советское время были утрачены и они.
Отсутствие полного комплекта проектных чертежей и недостаточность иллюстративной базы не позволяли без предварительных исследований в детальной точности воссоздать аттики. Реставраторами была проделана большая исследовательская и аналитическая работа с целью реконструкции скульптурных композиций. В результате архивно-библиографических поисков выявлены источники, на основании которых стало возможным воссоздание аттиков. Это изображения дома на двух акварелях В.С. Садовникова 1840-х гг. с видами площади и строящегося Исаакиевского собора. А также фрагмент фотопанорамы Санкт-Петербурга 1861 г., хранящейся в фотоархиве Института истории материальной культуры. На одной из фотографий панорамы крупным планом представлен фасад дома Лобановых-Ростовских со стороны Адмиралтейского проспекта. На увеличенном отпечатке с подлинного негатива хорошо читается аттик со скульптурной композицией.
Сохранившиеся части аттиков обмерены и исследованы в натуре. Были выявлены и изучены аналогичные архитектурные детали в оформлении петербургских зданий, - венчающие здания скульптурные аттики. В качестве близких аналогов можно назвать скульптурные группы в оформлении выполненных по проекту архитектора К.И. Росси Михайловского дворца и здания Сената и Синода. Анализ полученных в результате исследований данных позволил реконструировать утраченные детали. Было выяснено, первоначальная скульптурная композиция представляла собой герб Российской империи – изображение Георгия Победоносца на фоне двуглавого орла, фланкированный скульптурными изображениями архангелов. Скульптурный горельеф был выполнен из гипса.
На этапе проектирования по материалам исследований были исполнены эскизные прорисовки скульптурной композиции карандашом (художник Машенькин Валерий Алексеевич), затем создан архитектурный проект, изготовлены рабочие чертежи (архитекторы Корабовская Жанна Юрьевна, Сидорова Татьяна Анатольевна)
Воссозданию скульптур в натуре предшествовало изготовление их уменьшенных моделей в пластилине: сначала в масштабе 1:20, затем в масштабе 1:5. Все этапы работ были согласованы с Комитетом государственной инспекции охраны памятников. Воссозданная в 2008 г. скульптурная группа собрана из трех фрагментов, отлитых из искусственного камня (фибробетон). Скульптурные работы выполнены скульптором Коробковым Андреем Николаевичем. Все проектные работы и исследования выполнены специалистами Архитектурного бюро «Литейная часть-91»