Зайцев И. По проекту архитектурного бюро «Литейная часть 91»
03.03.2004
В 1915 г. журнал «Старые годы» сообщал: «Начались занятия в Школе Народного Искусства, куда принято 30 учениц, командированных различными земствами. Постройка нового специального здания в стиле Петровской эпохи по проекту Н. Е. Лансере обошлась в 190 000 р., ассигнованных Главным управлением землеустройства и земледелия».
До этого момента уникальное учебное заведение находило приют в случайных помещениях. В состав жюри конкурса на составление эскизного проекта школьного здания на угловом участке Михайловского сада, примыкавшем с севера к берегу Мойки, а с запада – к набережной Екатерининского канала, вошли видные зодчие Петербурга: Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, М. С. Лялевич и А. О. Туманян.
Хотя первая премия и была присуждена арх. И. Ф. Безпалову, но поскольку композицию фасадов этого проекта признали не вполне удачной, то работу поручили Н. Е. Лансере. «Есть нечто замечательное в том, что создателями этого великолепного и нарядного здания стали Безпалов и Лансере – архитекторы необычайно широкого, даже по тем временам, творческого диапазона, тяготевшие к синтезу искусств и декоративно-прикладному искусству, чему, собственно, и призвана была обучать будущая школа. Дружба и творческое сотрудничество, зародившиеся в период работы над этим проектом, связывали двух зодчих в течение нескольких десятилетий, оставив заметный след не только в облике нашего города, но и в истории всей художественной культуры XX века», – отмечал петербургский архитектор В. Г. Исаченко («История в лицах». Материалы юбилейной конференции).
Лансере удачно справился с задачей тактично вписать новое здание в исторически сложившийся ансамбль. Занимаясь этим проектом, Николай Евгеньевич остановил свой выбор на архитектуре петровской эпохи. Четырехэтажная, компактная в плане постройка по своему масштабу и художественному образу органично связана с окружающей средой и несколько смягчает диссонанс, внесенный в петербургскую классику массивным сооружением церкви Воскресения Христова (арх. А. А. Парланд). Здание на наб. канала Грибоедова, 2а, где позднее размещалось студенческое общежитие, а теперь вновь работает «Высшая школа народных искусств», имеющая отныне статус института, изначально воспринималось как один из весьма удачных элементов в ансамбле ответственейшего в градостроительном отношении петербургского района.
И лишь разросшиеся деревья мешают в полной мере оценить все изящество ее главного фасада, сориентированного по замыслу архитектора в сторону Мойки и Марсова поля. Его двухъярусная композиционная схема, выстроенная по принципу строгой симметрии с активно выделенным центром, ставит работу в ряд бесспорных шедевров петербургского зодчества. В декоративном оформлении фасада участвовал родной брат архитектора – художник Евгений Евгеньевич Лансере, по чьим рисункам и были выполнены герб на фронтоне и скульптурные композиции над главным входом и в нишах по обеим его сторонам.
В этом году был успешно воплощен проект реставрации фасадов и реконструкции здания, подготовленный в ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть 91» (авторы проекта – руководитель Р. М. Даянов, Е. П. Скрылева, О. А. Беляева, Е. М. Черткова, О. С. Алексеева, И. Г. Вафиади, Т. В. Смирнова; конструкторы: Н. Г. Мери, Н. В. Макеева) по заказу ООО «СБС».
Эта строительная компания выступила, в свою очередь, Генеральным подрядчиком в работах по решению этой актуальной для исторического центра градостроительной задачи. Примечательным для данного проекта явилось то, что при его реализации было необходимо не только сохранить внешний облик исторического здания, но и обустроить его всеми отвечающими современным требованиям инженерными коммуникациями. Интернет-публикация: http://www.d-c.spb.ru/archiv/24/5/index.htm
Хотя первая премия и была присуждена арх. И. Ф. Безпалову, но поскольку композицию фасадов этого проекта признали не вполне удачной, то работу поручили Н. Е. Лансере. «Есть нечто замечательное в том, что создателями этого великолепного и нарядного здания стали Безпалов и Лансере – архитекторы необычайно широкого, даже по тем временам, творческого диапазона, тяготевшие к синтезу искусств и декоративно-прикладному искусству, чему, собственно, и призвана была обучать будущая школа. Дружба и творческое сотрудничество, зародившиеся в период работы над этим проектом, связывали двух зодчих в течение нескольких десятилетий, оставив заметный след не только в облике нашего города, но и в истории всей художественной культуры XX века», – отмечал петербургский архитектор В. Г. Исаченко («История в лицах». Материалы юбилейной конференции).
Лансере удачно справился с задачей тактично вписать новое здание в исторически сложившийся ансамбль. Занимаясь этим проектом, Николай Евгеньевич остановил свой выбор на архитектуре петровской эпохи. Четырехэтажная, компактная в плане постройка по своему масштабу и художественному образу органично связана с окружающей средой и несколько смягчает диссонанс, внесенный в петербургскую классику массивным сооружением церкви Воскресения Христова (арх. А. А. Парланд). Здание на наб. канала Грибоедова, 2а, где позднее размещалось студенческое общежитие, а теперь вновь работает «Высшая школа народных искусств», имеющая отныне статус института, изначально воспринималось как один из весьма удачных элементов в ансамбле ответственейшего в градостроительном отношении петербургского района.
И лишь разросшиеся деревья мешают в полной мере оценить все изящество ее главного фасада, сориентированного по замыслу архитектора в сторону Мойки и Марсова поля. Его двухъярусная композиционная схема, выстроенная по принципу строгой симметрии с активно выделенным центром, ставит работу в ряд бесспорных шедевров петербургского зодчества. В декоративном оформлении фасада участвовал родной брат архитектора – художник Евгений Евгеньевич Лансере, по чьим рисункам и были выполнены герб на фронтоне и скульптурные композиции над главным входом и в нишах по обеим его сторонам.
В этом году был успешно воплощен проект реставрации фасадов и реконструкции здания, подготовленный в ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть 91» (авторы проекта – руководитель Р. М. Даянов, Е. П. Скрылева, О. А. Беляева, Е. М. Черткова, О. С. Алексеева, И. Г. Вафиади, Т. В. Смирнова; конструкторы: Н. Г. Мери, Н. В. Макеева) по заказу ООО «СБС».
Эта строительная компания выступила, в свою очередь, Генеральным подрядчиком в работах по решению этой актуальной для исторического центра градостроительной задачи. Примечательным для данного проекта явилось то, что при его реализации было необходимо не только сохранить внешний облик исторического здания, но и обустроить его всеми отвечающими современным требованиям инженерными коммуникациями. Интернет-публикация: http://www.d-c.spb.ru/archiv/24/5/index.htm