Поиск по сайту

8 (812) 275-44-08
Даянов Р.М. Залманзон А.М. Этапы строительства Дома культуры ЛОСПК (Дворец культуры Ленсовета)

Даянов Р.М. Залманзон А.М. Этапы строительства Дома культуры ЛОСПК (Дворец культуры Ленсовета)

30.05.2016

В ходе работ по современному приспособлению Дворца культуры Ленсовета были проведены исторические изыскания, которые позволили уточнить датировку основных этапов строительства, авторство здания-предшественники и историю попыток реализации авторской концепции ДК.
В 1910-1911 гг. на участке, принадлежавшем братьям Башкировым, возведено здание «Спортинг-паласа» - спортивно-развлекательного заведения с залом для катания на роликовых коньках, а также синематографом, рестораном и концертным залом. Проект выполнен архитектором С.Г. Гингером при участии А.Ф. Сысоева и А.Е. Белогруда.
Вытянутое вглубь участка здание заняло целый квартал между Каменноостровским проспектом и Ординарной улицей. Центр композиции в плане составляет вытянутый овальный зал для катания.
В архитектурном решении акцент восприятия смещен на главный фасад по Каменноостровскому проспекту. Массивный помпезный портик во всю ширину и высоту фасада оформлен ордерными колоннами: малыми - ионическими, и более крупными – коринфскими и увенчан конной квадригой. Над входом была помещена надпись на латыни: «В здоровом теле – здоровый дух». Пониженным частям главного фасада по сторонам от портика придана форма полукруга.
Оформление боковых фасадов нарочито скромное. Они представляют собой гладкие поверхности, лишены декоративных деталей и создают нейтральный фон для восприятия преувеличенно парадной архитектуры портика.
Композиция боковых фасадов создана за счет выявления на фасаде функциональных частей здания с помощью различных форм окон и комбинаций расположения оконных групп, а также при помощи различных завершений.
Так, оба фасада средней части здания (на месте современного круглого фойе) венчались барочной формы фронтонами. А над центром этой части здания возвышался бельведер. Зал для катания на роликах в наружной композиции выявлен с помощью сводчатого перекрытия, композиции из ряда двойных окон, создававших двусветное освещение и декоративных круглых окон-люкарн. В осуществленном виде от проекта архитектуру здания отличает отсутствие предполагавшихся декоративных деталей главного фасада: парных статуй римлян над коринфскими колоннами, орнамента из венков над квадригой и декоративных вазонов над боковыми полукруглыми частями фасада. Вазоны отсутствовали уже и в отмывке фасада, выполненной архитектором А.Е. Белогрудом.
Здание выполнено из железобетонных конструкций. Использована прогрессивная сборная система большепролетного арочного перекрытия зала с помощью железобетонных панелей. Портик выполнен из литого бетона. Работы по железобетонным конструкциям выполнило акционерное общество "Вайс и Фрейтаг".
В литературе утвердилось единое мнение относительно авторства портика постройки. Считается, что это была самостоятельная работа архитектора А.Е. Белогруда, работавшего помощником у основного автора постройки – С.Г. Гингера. В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве хранятся отмывки портика, выполненные А.Е. Белогрудом.
Найденные проектные чертежи главного фасада и портика Спортинг-паласа (карандашный чертеж, кальки и синьки), датированные 1910 г. и подписанные С.Г. Гингером. Этот факт позволяет утверждать, что авторство постройки целиком принадлежит С.Г. Гингеру.
Такие приемы в композиции Спортинг-паласа, как легкое отклонение оси здания в плане от перпендикуляра к Каменноостровскому проспекту, массивный портик с колоннадой и завершение в виде бельведера замыкал перспективу проспекта при подъезде к городу со стороны .
В советское время была утрачена конная квадрига. На ее месте была установлена трех фигурная аллегорическая скульптурная композиция от какого то другого здания. Возможно, она происходила из дома напротив (№39). Есть сведения, что его фасады были оформлены скульптурными группами.
В 1920- е годы здание подверглось частичному разрушению.
В 1930 году состоялся закрытый конкурс, проведенный Ленинградским отделением союза промысловой кооперации (ЛОСПК) на строительство Дома культуры на улице Красных Зорь (Каменноостровский пр.). Первое место и право на строительство получил проект архитекторов Е.А. Левинсона и В. О. Мунца. Одним из авторов постройки часто называют А.М. Соколова. Однако найденная в архивных документах пометка Е.А. Левинсона на полях газетной вырезки говорит о том, что авторство А.М. Соколову приписывается ошибочно. Возможно, он участвовал в проектировании первого варианта проекта в качестве помощника. (В Ежегоднике архитекторов-художников при публикации этого варианта указано: «при участии Соколова», при этом он не назван автором.)
Одним из условий при проектировании ДК было использование конструкций Спортинг-паласа. Программой проектирования предусматривались строительство театра с залом на 2200 мест, малого зрительного зала на 700 мест, клубного сектора, библиотеки и физкультурной группы. Единовременная вместимость Дома культуры определялась в 10 тысяч человек. Проект предполагал постепенную сдачу в эксплуатацию законченных объемов ДК.
Здание Дома культуры ЛОСПК в проекте разделено на три функциональные группы — театральную, размещенную в центре и развитую вглубь участка, клубно-библиотечную с малым зрительным залом (зал кинотеатра), расположенную на углу с Малым пр., и физкультурную, примыкающую к театральной группе с другой стороны. По первому этажу были устроены проезды между отдельными функциональными группами.
Для удобства клубной работы было создано сообщение всех частей здания по третьему и четвертому этажам. Функциональная организация внутреннего пространства учреждения целесообразна и продумана.
Композиция здания построена на контрасте разновысотных объемов горизонтально протяженного корпуса ДК, вертикали башни с обсерваторией и сложного по форме пониженного объема кинотеатра. Сочетание высотной башни с резко пониженным по отношению к ней объемом трапециевидного в плане кинотеатра, заглубленным относительно красной линии и выходящим острым углом на Малый проспект, придает особый динамизм композиции при восприятии со стороны площади.
При проектировании ДК мастера столкнулись с задачей, аналогичной той, которую пришлось решать зодчим Спортинг-паласа: композиционной организации очень протяженного фасада (200 метров), к тому же с трудом воспринимающегося целиком из-за небольшой ширины проспекта. В первом варианте проекта архитекторы ДК пришли к аналогичным решениям, использовавшимся ранее в архитектуре Спортинг-паласа. Они создали мощный акцент в виде сплошь остекленного «ложного» портала на всю высоту фасада, а для композиционной организации плоского лишенного украшений фасада использовали прием группировки окон.
Протяженный фасад здания зрительно разделен на несколько частей, соответствующих назначению находящихся за ними помещений. Авторы создали для каждой части здания собственную фасадную композицию, отличающуюся от других ритмом и масштабом окон и остеклений. Объем физкультурного сектора был запроектирован на этаж выше остальной части здания.
В ходе строительства проект был переработан в соответствии с изменившимися стилевыми предпочтениями времени и требованиями заказчика. Так как доработка проекта происходила в период, когда здание уже было частично построено, изменения коснулись только оформления фасадов, и не затронула плановую схему.
Угловая часть здания получила характер сплошного витражного остекления с графичным геометрическим орнаментом, составленным из оконных переплетов. По оси входа в театр устроен «ложный» заглубленный портал на всю высоту здания, объединивший в одной, обрамленной развитым профилем, композиции вход в театр и фрагмент фасада со сплошным остеклением. Над порталом в проекте были помещены четыре панно с барельефами, играющие роль аттика.
Второй акцент фасада – очень богатый по фактуре и пластике «ложный» портал с барельефом в центре, оформляющий фасад по оси входа в физкультурный сектор. В композиции портала использованы сплошное остекление, барельеф, значительное заглубление плоскости портала от линии фасада, приемы, создающие богатую игру светотени.
В архитектуре фасада этот портал играл второстепенную, по сравнению с главным входом, роль. Зато при восприятии фасада ДК при со стороны площади Льва Толстого он очень обогащал вид фасада под этим углом зрения.
Композиция зала была задана пропорциями зала Скетинг-ринга. Проект театрального зала, создававшийся во время увлечения идеями сценических массовых зрелищ, предполагал создание боковых карманов сцены, которые давали возможность сквозного прохода через сцену уличных шествий и проезда демонстраций с участием автомобилей и танков. При длине зеркала сцены в 18 метров длина сцены с карманами, перпендикулярно зрительному залу – 70 метров. Карманы на практике были использованы для организации быстрой смены декораций. Сцена была снабжена накладным сборным поворотным кругом диаметром 17 метров. Круг собирался в течение 3 часов.
Просцениум выдвинут на пять метров и снабжен своими боковыми карманами. При оперных спектаклях разборный пол просцениума убирался для размещения оркестра в 100 человек.
Большое внимание авторы уделили техническому оснащению зала. К обсуждению проекта театра были привлечены известные режиссеры, художники и техники сцены, в том числе С.Э. Радлов, Н.П. Акимов, А.А. Брянцев. Акустические расчеты выполнены профессором С.В. Беляевым. Для улучшения акустики зала плафону придана форма рупора со сферическим завершением отдаленной от сцены части. Конфигурация перекрытия зала в результате обеспечила прекрасную акустику.
Сцена освещалась, помимо специальных осветительных балконов, системой прожекторных установок для освещения первого и второго планов сцены, расположенной на специально сконструированном подвесном плафоне, и управляемой с пульта и сверху.
Зал освещался софитами, скрытыми за карнизами. Осветительной арматурой, состоявшей из трех рядов проводки и позволявшей менять тональность освещения зала, были оснащены оконные проемы. В окна вмонтирована конструкция подвижных опускающихся экранов, с помощью которых с пульта регулировалась тональность освещения зала во время спектакля. Предполагалось, что в световом оформлении спектаклей будет участвовать и разноцветная подсветка зала, дополняющая световые эффекты сцены. «Таким образом, есть возможность непосредственно в зрительный зал передать все необходимые по ходу пьесы тональности: солнечный свет, восход, блеск молнии и этим усилить восприятие зрителя, внеся элементы сценического воздействия за пределы сцены», - так описывал Е.А. Левинсон свою идею. В пол рядом с рядами были вмонтированы световые цифры с указанием номера ряда.
Вся электроаппаратура размещена в большом изолированном помещении под партером. По замыслу Е.А. Левинсона начало спектакля выглядело так: «Когда отзвучит последний звонок – зал вступает в работу. Постепенно уменьшается сила общего освещения. В полутемном зале зажигаются световые цифры рядов, прожекторы бросают снопы света, «жабры» распределяют ровный свет по поверхности сцены, окна зала меняют тон». Вместо обычного размещения пульта управления освещением на авансцене Левинсон предложил поместить его в зрительном зале, перед оркестровой ямой. Это позволило осветителю видеть все пространство сцены.
В отделке театрального зала использованы естественный и искусственный мрамор, ценные породы дерева (береза, орех, дуб). По описанию Е.А. Левинсона отделка зала выглядела так: «Все пилоны отделаны искусственным темным мрамором с нижней подрезкой естественным белым итальянским мрамором. В обработку балконов и амфитеатра введены дуб, полированный орех и береза (барьеры). Колонны обтянуты полированной березой. Портал сцены и ложи, а также боковые стены зрительного зала – из полированного и матового кавказского ореха. Пол зрительного зала – паркетный. Ограждение просцениума из полированного ореха». Близкое расположение зала к вестибюлю заставило распределить загрузку партера и амфитеатра по всему периметру зала, распределив поток зрителей на два потока, которые заполняли зал через 12 боковых проемов, снабженных раздвижными дверями. Балконы загружались по четырем лестницам из круглого фойе.
В вестибюле, ресторане, центральном фойе установлены колонны естественного итальянского белого мрамора с серыми вставками. Стены частично отделаны орехом. Пол и стены круглого фойе – из итальянского мрамора, лестницы – из белого итальянского мрамора, ограждение лестниц из набора ореха, дуба и березы.
Фойе также были украшены навесными панно из дерева с росписью палехских мастеров, изготовленные по специальному заказу для ДК.
Кинолекторий был рассчитан на 700 человек. Библиотека рассчитана на хранение 150 тыс. томов. Читальный зал спроектирован в двухсветном помещении. Детский сектор из 7 комнат был рассчитан на прием 200 детей. В ДК предполагалось наличие обсерватории, радиолаборатории, тира, велосипедного и автомобильного гаражей, общежития для артистов.
В физкультурном секторе планировалось построить бассейн с трибунами на 1500 человек (в некоторых источниках – на 1200 чел.) и десятиметровой вышкой для прыжков. Пропускная способность бассейна – 2000 человек в день. Предполагалось, что это будет один из самых значительных бассейнов в стране. Физкультурная группа в проекте имела также вестибюль, фойе, парикмахерскую, большой гимнастический и теннисный зал, малый гимнастический зал, залы для бокса и тяжелой атлетики, кабинет врача.
В клубном секторе предполагалось размещение 31-ой комнаты на 600 человек.
Торжественная закладка здания под звуки Интернационала состоялась 6 июля 1930 года Строительство Дома культуры шло по очередям, с большими перерывами.
В 1932 г. закончено строительство киноклубного корпуса. В пятнадцатую годовщину Октябрьской революции были открыты кинозал с фойе, музей промкооперации, клубные комнаты, две комнаты хранилища библиотеки, читальня, лекционный зал. Из-за отсутствия средств в 1934 г. строительство клубного корпуса было законсервировано [приложение № 8]
В 1934 году сдали в эксплуатацию главный театральный зал с выставочными помещениями. В ноябре 1934 года прошла церемония торжественного открытия Большого театра ДК, сопровождавшаяся концертом симфонического оркестра Филармонии. Официальная сдача в эксплуатацию второй очереди строительства прошла позднее - 21 января 1935 года. Тогда были сданы в эксплуатацию большой зал, фойе, вестибюль, библиотека и выставочный зал. В 1938 году начали работать все учреждения Дома культуры. Официально новый ДК принят комиссией 29 декабря 1938 г.
Осталась не воплощенной значительная часть проекта – завершение строительства башни и постройка физкультурного корпуса. Имеются сведения, что строительство физкультурного сектора было начато.
В 1935 г. Е.А. Левинсон писал: «Часть фундаментов для физкультурной группы уже заложена, и в текущем году вся фасадная линия по проспекту Кирова должна быть окончена, так же как и доведенная до половины пятидесятиметровая башня».
Уже в 1938 г. потребовались ремонтные работы, связанные с ликвидацией дефектов Главного клубного корпуса, вызванных консервацией строительства: ремонт крыши, усиление железобетонных балок, замена части деревянных конструкций на металлические и железобетонные из-за повреждения дерева грибком. В 1939 году вновь потребовался ремон, а именно – реконструкция киноклубного корпуса. Стала необходима замена деревянных конструкций перекрытий, зараженных грибком. Перекрытие заменено на железобетонное по металлическим фермам.
Для наблюдения за работами по ремонту клубного корпуса и реконструкции ДК, дирекция ДК в 1939 г. заключила договор с архитектором Е.А. Левинсоном.
В акте инвентаризации строительства на 01.01.1939 года приведены сведения о времени строительства корпусов ДК. Киноклубный корпус строился в 1930-1932 гг., Большой театр – в 1930-1935 гг., Главный клубный корпус – в 1930- 1938 гг., котельная в 1930-1939 гг., реконструкция малого зала была проведена в 1938-1939 гг., башня начата строительством в 1930 г. и не окончена.
В годы ВОВ и блокады в здании ДК демонстрировались фильмы, работала библиотека. Часть помещений здания занимал госпиталь.
После войны проведены небольшие ремонтные работы, заключавшиеся в восстановлении стен, кровли и перекрытий и отделке помещений театра. По акту Межведомственной комиссии от 30 мая 1945 г. Большой театр ДК введен в эксплуатацию.
К 1957 г. относиться эскизный проект достройки Дома культуры из фондов ГМИ СПб, предполагавший надстройку клубного корпуса со стороны Малого проспекта и завершение строительства башни.
Наиболее значительная реконструкция здания прошла в 1960-е годы. Одной из важнейших задач этой реконструкции была достройка башни. Идея завершения башни инициировалась городским правительством. Так, в письме Архитекутрно-планировочного управления Ленгорисполкома директору ДК от 19 января 1961 года, подписанному заместителем главного архитектора Ленинграда И. Фоминым, говорилось: «Архитектурно-планировочное управление обращает Ваше внимание на то, что здание Дворца культуры не получило окончательного архитектурного оформления, так как до настоящего времени не достроена повышенная угловая часть здания, хотя соответствующая проектная документация имеется и подтверждена главным архитектором города. Учитывая расположение Дворца Культуры на одной из основных магистралей города, в настоящее время являющейся частью магистрали Москва-Хельсинки, Архитектурно-планировочное управление Ленгорисполкома настоятельно требует принять необходимые меры к тому, чтобы в 1961 г. были завершены все строительные работы по окончательному формированию объемного решения здания». [
В качестве проектирующей организации было избрано Ленинградское отделение Художественного фонда СССР. В проектировании участвовал автор проекта ДК – Е.А. Левинсон. В плановом задании на разработку проекта реконструкции, выданном председателем ЛОСПК, приведен перечень намеченных работ. В задании также указывается, что имеются готовые неосуществленные проекты «по отдельным помещениям и сооружениям», которые должны быть включены в общий проект. При упоминании башни говорится, что имеется готовый проект архитектора Е.А. Левинсона. Большая часть планового задания посвящена заданиям на проектирование замены конструкций, перепланировки и переоборудования части помещений в связи с приспособлением или изменением их функций и техническому переоборудованию здания.
Архитектурная часть проекта реконструкции предполагала: отделку зрительного зала, ремонт фасада, включавший замену оконных переплетов и реставрацию входных дверей, устройство зимнего зада, устройство летней читальни на крыше кинотеатра, достройку башни, пристройку нового корпуса и детского театра. (Отмечалось, что используется существующий проект. Имеется ввиду, вероятно, надстройка над киноклубной частью со стороны Малого проспекта) Планировавшиеся работы осуществлены частично. Строительство башни и устройство летней читальни не были осуществлены.
В начале 1970-х годов прошла реконструкция, связанная с увеличением вместимости обоих залов и приспособлением кинотеатра для показа широкоэкранных фильмов.
Автор здания ДК - Е.А. Левинсон в течение длительного времени добивался завершения его архитектурного замысла – достройки башни до проектной высоты. К 1939 году относится записка Е.А. Левинсона о необходимости завершить строительство башни.
В 1957 г. был создан проект достройки Дома культуры. В фондах ГМИ СПб хранится лист эскизного проекта с изображением перспективы со стороны площади. Лист не подписан. Стилистические особенности графики не дают основания отнести его к творчеству Е.А. Левинсона. Однако известно, что к 1961 году был разработан проект завершения башни, согласованный с Е.А. Левинсоном. Об этом упоминается в письме АПУ исполкома Ленсовета и в плановом задании на реконструкцию ДК Сходство архитектурных решений 1957 г. с аналогичным проектом, опубликованном в каталоге работ Е.А. Левинсона 1965 г., позволяет утверждать, что он был создан под руководством Е.А. Левинсона.
В 1964 году, Е.А. Левинсон обращался к директору ДК с письменным заявлением о необходимости возведения башни, отмечая, что «выстроенная до половины своего проектного объема, она в этом виде уродует здание в самом его ответственном месте, на пересечении Кировского проспекта и проспекта Щорса».
В ЦГАЛИ Санкт-Петербурга, в фонде ДК, сохранилась переписка 1960-х годов, где в связи с предстоящей реконструкцией ДК говорится о необходимости надстройки башни на основании разработанного и утвержденного проекта. Неясным остается вопрос о высоте башни.
В газетной статье Е.А. Левинсон упоминает о «пятидесятиметровой башне». Однако в записке 1939 года архитектор упоминает, что фундаменты рассчитаны на высоту башни – 46 метров. До обнаружения подлинных рабочих чертежей проекта, за наиболее вероятную и документально подтвержденную следует принять высоту башни в 46 метров.




Вернуться к списку публикаций


Форма обратной связи

Введите слово на картинке CAPTCHA
Связаться снами
Телефон:

8(812)275-44-08, 8(812)272-97-54
E-mail: lc-91@yandex.ru
Правообладателем материалов, размещенных на сайте, является ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91». Copyright ©