Поиск по сайту

8 (812) 275-44-08
Даянов Р.М. Залманзон А.М. К вопросу об авторстве Спортинг-паласа на Каменноостровском проспекте

Даянов Р.М. Залманзон А.М. К вопросу об авторстве Спортинг-паласа на Каменноостровском проспекте

18.06.2016

В 1910-1911 гг. на Каменноостровском проспекте возведено здание «Спортинг-паласа» - спортивно-развлекательного заведения с залом для катания на роликовых коньках, а также синематографом, рестораном и концертным залом.

Вытянутое вглубь участка здание заняло целый квартал между Каменноостровским проспектом и Ординарной улицей. В архитектурном решении акцент восприятия смещен на главный фасад по Каменноостровскому проспекту. Массивный помпезный портик во всю ширину и высоту фасада оформлен ордерными колоннами: малыми - ионическими, и более крупными – коринфскими и увенчан конной квадригой. Над входом была помещена надпись на латыни: «В здоровом теле – здоровый дух». Пониженным частям главного фасада по сторонам от портика придана форма полукруга.

Оформление боковых фасадов нарочито скромное. Они представляют собой гладкие поверхности, лишены декоративных деталей и создают нейтральный фон для восприятия преувеличенно парадной архитектуры портика. Композиция протяженных боковых фасадов создана за счет выявления на фасаде функциональных частей здания с помощью различных форм окон и комбинаций расположения оконных групп, а также при помощи различных завершений.

Так, оба фасада средней части здания (на месте современного круглого фойе) венчались барочной формы фронтонами. А над центром этой части здания возвышался бельведер. Зал для катания на роликах в наружной композиции выявлен с помощью сводчатого перекрытия, композиции из ряда двойных окон, создававших двусветное освещение и декоративных круглых окон-люкарн.

Здание выполнено из железобетонных конструкций. Использована прогрессивная сборная система большепролетного арочного перекрытия зала с помощью железобетонных панелей. Портик выполнен из литого бетона. Работы по железобетонным конструкциям выполнило акционерное общество "Вайс и Фрейтаг".

В советское время была утрачена конная квадрига. На ее месте была установлена трех фигурная аллегорическая скульптурная композиция от какого то другого здания. Возможно, она происходила из дома напротив (№39). В 1920- е годы здание подверглось частичному разрушению.

В 1930 году состоялся закрытый конкурс, проведенный Ленинградским отделением союза промысловой кооперации (ЛОСПК) на строительство Дома культуры на улице Красных Зорь (Каменноостровский пр.). Одним из условий проектирования являлось использование в новой постройке сохранившихся конструкций Спортинг-паласа. Первое место и право на строительство получил проект архитекторов Е.А. Левинсона и В. О. Мунца, который и был реализован.


В литературе утвердилось единое мнение относительно авторства «Спортинг-паласа» (1). Считается, что это совместное произведение архитекторов С.Г. Гингера и А.Е. Белогруда. Причем А.Е. Белогруду, работавшему помощником у С.Г. Гингера, приписывается авторство наиболее композиционно значимой части постройки – портика. Это мнение основано на том, что в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве хранятся отмывки портика, выполненные и подписанные А.Е. Белогрудом. Эти чертежи часто публикуются и широко известны.

Авторами настоящей публикации обнаружены проектные чертежи главного фасада и портика Спортинг-паласа (карандашный чертеж, кальки и синьки), датированные 1910 г. и подписанные С.Г. Гингером (ЦГАЛИ Санкт-Петербурга, ф. 100, о.1, д.51) Этот факт позволяет утверждать, что авторство постройки целиком принадлежит С.Г. Гингеру. 

Найденные проектные чертежи портика, подписанные С.Г. Гингером, представляют собой первый этап разработки идеи, композиции и оформления портика, что доказывает авторство именно этого архитектора. Отмывки А.Е. Белогруда, в то время работавшего в мастерской Гингера, выполнены как развитие и иллюстрация проектных решений архитектора С.Г. Гингера.

В осуществленном виде в портике отсутствовали предполагавшиеся декоративные деталей лицевого фасада: парные статуи римлян над коринфскими колоннами, орнамент из венков над квадригой и декоративные вазоны над боковыми полукруглыми частями фасада. Вазоны отсутствуют также и на отмывке фасада, выполненной архитектором А.Е. Белогрудом, что подтверждает мысль об значении чертежей А.Е. Белогруда как этапе в развитии первоначальной идеи.

1. Архитектор Андрей Евгеньевич Белогруд (1875-1933) Каталог-путеводитель по фондам музея (к 100-летию со дня рождения) сост. Б.С. Глускина М., 1977; Архитекторы Петербурга-Петрограда к.XIX – нач. XX в. Каталог выставки Л., 1978; Архитекторы-строители Петербурга сер. Х1Х – нач ХХ в. Справочник Спб. 1996; Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда нач. ХХ века Каталог выставки Л., 1982; Леонтьева С. А.Е. Белогруд //Архитектура СССР, 1985, №4, с. 108-109; Леонтьева С.Ф. Романтические искания. Заметки о творчестве А.Е. Белогруда //Ленинградская панорама 1986, № 2; Лисаевич И. Санкт-Петербург. Архитектурный портрет 1703-2003 Спб, 2002;
Посмертная выставка произведений художника-архитектора проф. Андрея Евгеньевича Белогруда 1875-1933 М., 1935; Саблин И.Д. Андрей Белогруд // Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начала ХХ века / Сост. В.Г. Исаченко. СПб., 1998; Степанов В.В. А.Е. Белогруд Л., 1939; Степанов В.В. Архитектор А.Е. Белогруд//Архитектура Ленинграда, №5, 1938.




Вернуться к списку публикаций


Форма обратной связи

Введите слово на картинке CAPTCHA
Связаться снами
Телефон:

8(812)275-44-08, 8(812)272-97-54
E-mail: lc-91@yandex.ru
Правообладателем материалов, размещенных на сайте, является ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91». Copyright ©